Найти тему
Вадим Климов.

Опять шаман.

Фотография объявления вакансии была опубликована в газете города Горно–Алтайска.

Возмущенные читатели опубликовали ее в социальных сетях. Можно легко представить комментарии под этой фотографией, люди возмущались наглостью и подлогом, некоторые были готовы работать «шаманом», другие не понимали в чем проблема.

Летом я живу на Алтае, работаю экскурсоводом. Когда речь заходит о шаманизме, о традиционных верованиях коренного населения, меня часто спрашивают: «Есть на Алтае настоящие шаманы». Не стану повторятся.

Полный текст «Перепись Алтайских шаманов» можно посмотреть по ссылке.

Меня тревожит оскорбительное отношение к шаманизму. Давно хочу подать жалобу на Артёма Игнатенко за дискредитацию традиционных верований коренных народов Алтая. Он типичный представитель «шаманов» из шоу «Битва экстрасенсов».

Понимаю, что для шаманов нет семинарии или медресе, но есть определенные ритуалы, манера поведения, цели и задачи.

Трудно отличить артиста или, как говорят, «ряженного» шамана от настоящего, но на месте «ряженных» я бы остерегся спекулировать на архаической технике экстаза.

В одном из старых текстов я пишу, что поддался веянию времени, согласился с тем, что даже шаманы могут быть ряжеными, фейковыми. Есть же ряженые священники РПЦ, собирающие деньги у станций метро, будем считать, что и шаманами могут называть себя самозванцы, никакой инициации духами не проходившие. Я решил не рассказывать о шаманах.

Гуркин Г.И. Шаман с бубном Бумага, картон, масло 43,0х57,7
Гуркин Г.И. Шаман с бубном Бумага, картон, масло 43,0х57,7

Шаман отличается особой восприимчивостью, тонким настроем нервной системы, богатым воображением. Это бесспорно. Иногда говорят, что шаманский экстаз — состояние, которого шаман достигал по своей воле, своего рода управляемое безумие. Есть чрезвычайно интересные гипотезы, объясняющие специфику архаичной ритуальной деятельности, несводимую только к управляемому экстазу. Все это шаман делает ради людей, своих соплеменников. Они же, присутствуя на церемонии камлания, отнюдь не зрители, а полноправные участники действа: подбадривают шамана, в нужных местах подпевают ему, подыгрывают, оживленно реагируют на все происходящее. В камлании всегда есть момент единения общественных устремлений и сил, здесь сливается личное и общее.

Остерегайтесь подделки.

Подробнее об Алтае и Телецком озере можно прочитать в моей новой книге:

«Алтай. Телецкое озеро. География, история, сказки» – Вадим Климов | ЛитРес

Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.

.