«Открою вам, Юлия, великую тайну. В Закарпатье мову знают плохо. На русском языке до сих пор лучше говорят, чем на украинском. Большинство говорит на диалекте. К сожалению, за последние два года ситуация начала меняться. Многие принципиально переходят на украинский. Так наши аристократы 200 лет назад болтали на французском, но после Наполеона стали изучать родной язык и говорить на нем в салонах» (Юлия Пинчук).
Зачем же вы эту «тайну» открываете мне? Вы меня удивить ею хотите? Откройте лучше эту тайну тем несчастным уверовавшим, которые после 14 года бросились в мову, как в новую религию. Как вчерашний герой поста, который в сорок лет решил стать украинцем и попал в халупу без воды и канализации.
Они же всерьез вам поверили, когда вы кричали, что мова – это европейский язык, язык науки и техники, искусства и культуры, космоса и будущего всего человечества. Они поклонились этой новой святыне, начали ее изучать, приучать к ней детей, муштровать на мове жён, загнали семьи в эту украинскую мекку, а выяснилось, что единственные, кто говорит там на украинском – это они сами. Есть еще пара древних бабушек, использующих говирку, но дети и внуки смотрят на них, как на отживший элемент.
Когда такие люди узнают «тайну», уже поздно. Приходится делать вид, что всю жизнь мечтали жить в хате без туалета, а воду набирать на улице в колонке. Им просто так нравится. Вот у кого трагедия, им глаза откройте. Исковеркали родной язык - исковеркали свою судьбу. Такой человек делает вид, что он философ - прокачал скилл сельской жизни. Все вокруг обычные, а они – украинцы. Жена его вьет гнёздышко в сарае и говорит, что счастлива. Дети молчаливо стыдятся.
Мне понравилось сравнение с русскими аристократами. Несостоявшиеся пани та панове сидят в хате, где трещина в руку толщиной, и видят себя кем-то вроде Волконских и Трубецких в их загородных имениях.
Мой телеграм
Чат