Место пожара - г. Владивосток, бухта Золотой Рог. Пожар на рыболовном судне
Дата и время пожара - сообщение о пожаре поступило 27 мая
Площадь пожара – 20 кв м
Пострадавшие - нет
Погибшие – нет
Причина пожара – уточняется
«Из помещения рефрижераторных установок идет густой дым. До приезда пожарных экипаж эвакуировался. На месте работают 32 пожарных, задействовано девять единиц техники».
Пожар на судне относятся к наиболее опасному виду чрезвычайных ситуаций. Кроме того, пожары влекут за собой серьезные финансовые потери для судовладельцев. В 20 из 100 зарегистрированных случаев гибель судна происходит именно от пожара. Несмотря на то, что существуют определенные правила пожарной безопасности и суда оборудованы системами пожаротушения, пожары продолжают происходить, что подтверждает актуальность проблемы обеспечения пожарной безопасности на всех видах водного транспорта.
Большинство специалистов считают, что пожары в 70% случаев возникают по вине личного состава экипажа, и чаще всего пожары на судах происходят в порту, а не на открытом водном пространстве, и более всего подвержены пожарам грузовые суда.
В отчете AGCS 1 «Обзор безопасности судоходства 2021» представлена мировая статистика потерь по типу судов за 2011–2020 годы.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольшие потери, как, в общем, так и в отдельности по каждому году, несут суда грузового типа, а также рыболовные суда и балкеры, хотя наблюдается общая тенденция к снижению потерь. Не менее показательна информация, касающаяся причин, из-за которых происходят потери судов по всему миру.
Из таблицы 2 видно, что пожары стоят на третьем месте по числу потерь, таким образом, являясь одной из наиболее частых причин гибели судна и доказывая необходимость особенно внимательно подходить к вопросу обеспечения противопожарных мер.
Основным условием недопущения пожара на судне является постоянная бдительность со стороны экипажа, особенно при наличии на судне огнеопасных грузов, и строгое выполнение противопожарных правил. Особенно это касается машинных отделений, на которые приходятся 25% от всех пожаров в помещениях на судне.
В первые минуты пожара в таком помещении образуется сильное задымление и поднимается высокая температура, что создает значительные трудности в ликвидации пожара.
Быстрому распространению и трудностям борьбы с пожарами способствует многообразие факторов.
Основной причиной возникновения возгорания является неосторожное обращение с огнем, все другие причины заметно отстают.
Для быстрой ликвидации возгорания необходимо знать наиболее подходящие средства для тушения. От этого зависит эффективность борьбы с пожаром и, как результат, уменьшение повреждений судна и сохранение жизни экипажа. Выбор огнетушащих средств зависит от характеристик горючести материалов, находящихся на судне, и от соответствующего класса пожара.
Наиболее часто возникают пожары, совмещающие два класса, и знание классификации может помочь экипажам судов в выборе соответствующего огнетушащего вещества.
По требованиям противопожарной безопасности любое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту. Помимо деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно быть разделено на противопожарные отсеки прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них.
При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну. Люди без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован при использовании всех средств противопожарной защиты судна, вплоть до применения химических средств тушения огня. Противопожарные конструкции на судах подразделяются на три типа: А, В, С.
Количество горючих материалов, применяемых для изготовления внутренних переборок, обрешетников, зашивки, декоративной отделки, мебели и прочего оборудования, постов управления, жилых и хозяйственных помещений (кроме, охлаждаемых) в тех случаях, когда применение таких материалов не запрещается, не должно превышать 45 кг на 1 кв. м площади пола каждого помещения.
Любое возгорание, даже небольшое, требует незамедлительного сигнала тревоги для сбора людей в целях эвакуации. Пробить сигнал пожарной тревоги необходимо таким образом, чтобы было слышно во всех помещениях на судне. При пожаре необходимо обесточить максимально возможное количество электрооборудования, в первую очередь находящееся в проблемной зоне.
Для привлечения внимания могут применяться любые средства, например стук, крик, световые сигналы и т. п. Важно обратить внимание на то, что при выводе людей из опасных зон основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях эвакуации.
На судне борьбой с пожаром руководит капитан, а при его отсутствии другие уполномоченные лица. Основные действия при борьбе с огнем:
- разведка местоположения возгорания;
- локализация пожара;
- предупреждение взрывов;
- непосредственная ликвидация пожара.
Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна.
Параллельно с данным обследованием устанавливают наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара и эвакуационные пути.
При обнаружении задымления, членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Для доступа к очагу пожарной техники и средств тушения, группа разведки может использовать инструмент для расчистки проходов и разборки конструкции.
С целью предупреждения распространения возгорания необходимо предпринять следующие меры:
- плотно закрыть все проходы и отверстия;
- убедится, что в помещении не остались люди;
- если пожар возник в порту, немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и начальнику порта;
- если пожар возник в море, направить судно к ближайшему порту, берегу или мелкому месту;
- развернуть судно на подветренную сторону;
- уменьшить скорость судна и стабилизировать качку;
- приготовить все опасные грузы к выброске за борт;
- снабдить людей дымовыми масками;
- приготовить к спуску спасательные шлюпки;
- если пожар возник в нижнем трюме, необходимо затопить этот трюм;
- если, несмотря на все принятые меры, не удастся потушить огонь, то, как последнее средство для спасения судна и груза, необходимо затопить судно на мелком месте для того, чтобы
- - поднять его после ликвидации пожара.
Пожарная безопасность судна — одна из важнейших задач обеспечения безопасности судна в целом. Пожар может привести не только к порче имущества, но и к гибели людей, а также к полному затоплению судна вместе с ценным грузом. Поэтому для недопущения возникновения пожара на судне, необходимо:
- соблюдать все требования пожарной безопасности;
- проводить обучение экипажа методам борьбы с пожаром;
- осуществлять профилактику пожаров, контролируя исправность технических средств, целостность переборок и работоспособность систем пожаротушения.
В ходе ликвидации горения были нарушены техника безопасности и охрана труда, как пожарными, так и РТП.
Чем это грозит примеров массы. Лично я видел таких пожарных, которые не соблюдали меры ТБ и ОТ и после множества операций на лице и руках уходили из МЧС, так и не дослужившись до пенсии. Все по своей глупости.