Вообще, под словом броня танков у нас чаще всего возникает образ его корпуса, стальные или композитные листы, кто-то вспомнит про динамическую защиту, кто-то про активную, но на самом деле броня танка это есть совокупность факторов, которые влияют на его выживаемость. Лучше в этом смысле звучит слово защита, оно обобщает тему и контекст.
Вообще, выживаемость машины зависит от огромного количества факторов. И по сути своей можно сколько угодно заниматься вопросами толщины брони, подбирать различные композитные материалы, однако…вопрос несколько глубже всё равно. Стоит ли говорить, что самое уязвимое место танка — это его двигатель, и всё что его окружает. В этом случае высчитывается даже площадь топливных баков, и чем она больше, тем хуже для машины. Например, площадь боковых поверхностей топливных баков танка Т-80У в 1.4 раза больше, чем у танка Т-90А или Т-90М. Однако, газотурбинный двигатель в целом горит несколько реже чем двигатель дизельный.
Впрочем, целиться можно не только в борт, но и в башню танка. При этом, именно там нередко находятся снаряды, и вот тут у танков Т-64 и Т-80 есть одна проблема: командир и наводчик сидят буквально в пороховой бочке. Если у Т-72 автомат заряжания поднимает части заряда из нижней части боевого отделения, то у Т-64 и Т-80 заряды буквально окружают танкистов. При этом, механик-водитель находится в изолированной зоне. Также у танков Т-80 есть и другой нюанс: в кормовой части корпуса танка размещен выхлопной патрубок большой площади, который также ослабляет защиту машину. Этот нюанс в итоге открыли, когда машина начала участвовать в боевых действиях в условиях городской застройки. При этом, организовать защиту кормовой части невозможно, даже в самых современных модификациях вроде БВМ. Почему? Дело опять же в трубках которые выводят газ.
Также есть и такая проблема, которую описывает инженер О. Желтоножко: «газотурбинный двигатель Т-80 создает на некотором расстоянии за кормой большое тепловое пятно, которое, хотя и не позволяет противнику навести оружие непосредственно на танк, но демаскирует положение последнего». В итоге, за высокую мобильность приходится платить уменьшением живучести танка. Также, касательно танка Т-64 есть и другие нюансы: несмотря на композитное бронирование, оно в достаточной степени устарело, а защита крыши башни практически нулевая.
В итоге факторов в снижении эффективности защиты хватает, ибо есть и нюансы, уязвимые места у танка. И тут уже не вопрос какая стоит динамическая защита или активная, а контекст именно инженерных разработок этих танков. При этом, можно бесконечно спорить касательно того, что же лучше: автомат, механизм или ручное заряжание танка. Тут вообще у всех свое мнение, ибо есть всегда “Абрамс” где “дядя Том” сам таскает снаряды до казённика.