Pentwater (США)
Еще одна загадочная, невероятно интересная и талантливая прогрессивная симфо-рок-группа Pentwater, созданная в Чикаго, штат Иллинойс, США в 1970 году является с одной стороны известной, а с другой стороны многие поклонники прогрессивного рока о ней совсем не знают, или знают, но совсем мало. Поэтому попытаемся хоть немного разобраться в истории создания, формирования и дальнейшего творчества этой интересной команды. А начиналась история формирования Pentwater еще задолго до 1970-го года, когда двое школьников гитарист, скрипач, флейтист и вокалист Mike Konopka, а также барабанщик, перкуссионист и вокалист Thomas Orsi начали вдвоем музицировать, постоянно экспериментируя со звуком, полихроматическими модуляциями, с сложными временными сигнатурами и полиритмами.
Обладая необычайными композиторскими способностями им очень нравилось находить новое звучание, новые мелодии, а когда к ним примкнул невероятно талантливый клавишник, и вокалист Ken Kappel звук стал более насыщенным и разнообразным, тем более, что у него лично был шикарный орган Farfisa, а также он, как и другие участники обладал неплохим композиторским талантом.
В то время Mike Konopka жил в высоком старом доме села Гольф, штат Иллинойс, а ребята поначалу втроем по несколько часов сочиняли свой оригинальный материал и репетировали на большом чердаке этого дома. Причем кроме расширения своего нового музыкального материала музыканты постоянно приобретали новое музыкальное оборудование, так был приобретен хаммонд, усилена ударная установка, а также отец Mike Konopka помог приобрести первую шикарную вишнево-красную гитару Gibson SG Special 1967 года. Свое первое выступление они провели в главном зале средней школы перед практически 1200 слушателями, которых поразили своим грандиозным звучанием, тем самым постепенно популяризируя свой коллектив и найдя место для своих постоянных концертных выступлений. Конечно в дальнейшем их выступления будут проходить на более больших и известных площадках, но пока начало было положено. Вскоре в их состав влился не менее талантливый гитарист и вокалист Phil Goldman, а также басист Marty Sachs.
Тем самым был создан квинтет талантливых музыкантов, которые быстро нашли общий язык став единым дружным коллективом, причем их талант выходил далеко за рамки владения только своими основными инструментами, они могли в любое время заменить друг друга, несмотря на то, что им всего было по 14-15 лет. Поначалу группа выбрала себе название Pentwater River, но впоследствии ребята решили, что такое название слишком деревенское и не подходит для прогрессивного и джаз-рока, к которому они стремились, поэтому вскоре они сократили название до Pentwater.
А уже к осени 1971 года в их репертуаре было несколько чисто своих оригинальных песен, но из-за переезда родителей из группы ушел басист Marty Sachs, а на его место вскоре был принят другой не менее увлеченный музыкой и талантливый басист и вокалист Ron Le Saar. С этим составом коллектив продолжил совершенствовать свой музыкальный репертуар, поэтому кроме сложного спейс-рока и хард-рока стали добавлять в свой репертуар джазовые и психоделические элементы в духе Santana, а также классическую музыку, все больше ориентируюсь на Gentle Giant, Yes, ELP и Genesis.
Вскоре в 1972 году группа записала свои первые четыре композиции в четырехдорожечной студии Hunters Studios в Баррингтоне, штат Иллинойс. А в следующем 1973 году Pentwater заключили соглашение с более профессиональной студией Streeterville в Чикаго в которой записали еще несколько композиций. Популярность группы постоянно росла, но они пока так ничего не выпустили, а 25 февраля 1974 года Pentwater заключили контракт с лейблом Dharma Records на выпуск четырех альбомов, но к сожалению, из этой затеи ничего не вышло, так как вскоре лейбл обанкротился. Поэтому все шло не так радужно, как хотелось бы, тем более в 1975 году последовала очередная смена состава, когда на место ушедшего гитариста и вокалиста Phil Goldman пришел гитарист, гобоист и вокалист Ron Fox, тем самым сформировав окончательный состав.
Их музыка представляла собой такое разнообразие стилей, что специалисты не могли отнести их к какому-либо музыкальному направлению, но наверно именно поэтому Pentwater становились все более популярными, постоянно гастролируя по Чикаго, одному из самых крупных городов США, причем иногда выступая на разогреве у более известных групп, таких как Angel, Rush, Hawkwind, Journey, Hound Dog Taylor и других. Все это привело к тому, что в декабре 1975 года, согласно проведенного журналом Triad Magazine музыкального опроса, Pentwater заняли третье место в Чикаго после Zazu и Styx. В следующем году 11 апреля группа приняла участие в грандиозном концерте на стадионе в Уокигане, штат Иллинойс перед 3 000-й аудиторией на разогреве у Rush и Starcastle, а в ноябре Pentwater совершили концертный тур по Нью-Йорку. Но группе этого было мало, поэтому весь следующий 1977 год ребята решили посвятить небольшим концертным выступлениям и в первую очередь выпуску своего первого альбома. Но к сожалению, не найдя лейбла, Pentwater записали на студии Sigwalt Studios, а также самостоятельно спродюсировали и выпустили свой дебютный одноименный альбом “Pentwater” в декабре 1977 года, на своем лейбле Beef Records.
Треклист
01. Frustration Mass - 3:36
02. Living Room Displays - 5:00
03. Memo - 4:12
04. Orphan Girl - 8:36
05. AM - 2:49
06. Palendrone - 4:00
07. Prelude To War (Bonus) - 1:11
08. War - 5:04
09. Death (Bonus) - 2:48
10. Gwen’s Madrigal - 4:03
11. Wave (Bonus) - 3:05
12. Radioactive (Bonus) - 5:43
Состав группы
Ron Fox - guitars, oboe
Ken Kappel - keyboards, vocals
Mike Konopka - guitars, flute, violin, vocals
Ron Le Saar - bass, vocals
Thomas Orsi - percussion, vocals
Phil Goldman - additional guitars & vocals
Удивительно, но такой интересный альбом не так часто переиздавался и был переиздан только три раза на виниле и CD, причем только в США и Португалии. Релиз получился шикарным и показал огромный потенциал группы, причем если бы еще у них был грамотный продюсер, то Pentwater получили намного большее признание и авторитет. В оригинальный альбом вошли восемь совершенно разных трека с обилием музыкальных идей, разнообразием музыкальных стилей и направлений, таких как эклектичный прогрессивный рок, авангардный прог, психоделия, спейс и хард-рок, причем в музыке явно прослеживается влияние таких групп как, Ethos, Genesis, Yezda Urfa, усложненный Styx, шутки в духи Frank Zappa, а своими заводными гитарными риффами и глубокими басами чувствуется явный калорит Yes. Конечно в некоторых композициях слушатель может услышать небольшое влияние Maelstrom, ну и конечно в большей степени Gentle Giant. Вообще музыканты высоко профессиональны, несмотря на то, что в большей степени они самоучки.
Начало 1978 года начиналось вроде удачно, так после публикации рецензии на их альбом в газете The Illinois Entertainer продажи “Pentwater” значительно выросли, после чего они выступили на разогреве у знаменитых Hawkwind перед 5000-й аудиторией. Но в дальнейшем волна диско и панка начала захлестывать в том числе и штат Иллинойс, поэтому популярность группы стала падать, в результате чего группа к концу лета 1978 года, так и не найдя лейбла для выпуска второго альбома, объявила о своем расформировании. Что и обидно, ведь за время своей творческой деятельности группой было сочинено и исполнено 59 композиций. И только в 1990 году с группой связался Greg Walker основатель и руководитель лейбла Syn-Phonic Music и предложил свои услуги в выпуске всего неопубликованного музыкального материала группы. Но несмотря на обилие музыкального материала, все было не так просто, ведь из-за длительного хранения и недостаточного ухода мастер-кассеты пришлось подвергать длительной и тщательной реставрации, поэтому второй альбом группы “Out of the Abyss” был выпущен только в 1992 году.
Треклист
01. EM 54 - 7:59
02. Take - 2:44
03. Cause & Effects - 6:36
04. Necropolis - 6:11
05. Billboard Smiles - 6:50
06. Gwen’s Madrigal (The Violation Version) - 8:03
07. The Journeys - 9:29
08. Oceans - 8:35
09. Kill The Bunny - 5:41
Состав группы
Ron Fox - guitars, oboe, vocals
Phil Goldman - guitars, vocals
Ken Kappel - keyboards, theremin, vocals
Mike Konopka - guitar, flute, violin, percussion, vocals
Ron LeSaar - bass, vocals
Tom Orsi - drums, percussion, vocals
Релиз оказался достаточно интересным и популярность его росла, поэтому вскоре стали поступать заказы на выпуск из Европы и Азии, поэтому популярность группы постепенно стала выходить и на международный уровень. Конечно это не полноценный тематический альбом прогрессивного рока, это скорее компиляция архивных записей группы записанных за период с 1973 по 1976 годы, причем сделано это очень профессионально и грамотно, что у слушателя создается ощущение, что это прекрасное издание было выпущено в 1970-х годах. Что и не мудрено ведь в создании этого альбома приняли активное участие музыканты Pentwater и конечно в первую очередь гитарист, скрипач, флейтист и вокалист Mike Konopka, который уже был руководителем Seagrape Recording. К тому же мы наконец можем услышать раннее творчество группы, их развитие и их первоначального, не менее талантливого гитариста и вокалиста Phil Goldman. Альбом практически на уровне дебютного альбома, а какой из них лучше пусть определит сам слушатель, но по крайней мере оба они достаточно хороши. В “Out of the Abyss” все то же разнообразие музыкальных стилей, но наверно больше симфонического прогрессива, с постоянными сменами ритма и темпа, с расширенными тематическими композициями, длительными невероятно разнообразными инструментальными импровизациями.
Короче всем, кому нравится сумасшедшая нагрузка для мозга и сверхсложный американский прогрессив в духе Mirthrandir, Cathedral и Yezda Urfa, а также конечно Focus, Gentle Giant и Yes, то вам надо обязательно отправиться в путешествие по просторам “Out of the Abyss”. Вдохновленный выпуском этого альбома Mike Konopka тщательно работает над созданием еще одного альбома, а когда летом 2002 года ребята встретились вместе, они приступили к восстановлению старых архивных записей 1970-х годов. Для этого музыканты работают в нескольких студиях Thundertone Audio, Time Warp Studios, и даже в канадской Orsi Digital. Кроме этого Pentwater записывают и новые треки. В результате такой упорной многолетней работы в 2007 году был выпущен третий альбом коллектива “Ab-Dul” на собственном лейбле Beef Records.
Треклист
01. It Feels Like Stealing - 0:53
02. Luncheon At The Parade - 3:48
03. Autumn - 5:54
04. Kill The Bunny (solo piano version) - 3:42
05. The Tale Of Clear Fog - 0:22
06. Sealed In Today - 7:39
07. Across The Mediterranean - 4:08
08. Somehow Feelin' Fine - 2:46
09. The Tale Of Clear Fog (reprise) - 0:22
10. The Cry Of Eugene - 4:03
11. Entropal Pause - 6:51
12. Chasing - 4:10
13. Descends - 4:00
14. You Knew - 3:42
15. Turn The Key - 5:17
16. It Feels Like 3 AM - 0:47
17. Awakening! - 1:07
Состав группы
Ron LeSaar - electric basses, Chapman SB-8 stick, theremin, vocals
Mike Konopka - electric guitars, violin, flute, vocals
Ron Fox - electric & acoustic guitars, pedal steel, oboe, vocals
Ken Kappel - Hammond B3, elka, EML synth, piano, Rhodes, mellotron, vocals
Phil Goldman - electric & acoustic guitars, mandolin, vocals
Tom Orsi - drums, percussion, vocals
Релиз содержит семнадцать совершенно разных по продолжительности треков прогрессивного рока, записанных группой за период с 1972 по 2006 годы. Конечно музыкальный и вокальный материал сочиненный и исполненный Pentwater на высоком уровне, музыканты как всегда действительно достаточно профессиональны. Единственное, что сразу обращает внимание, это большая разница в качестве звучании отдельных композиций, из-за того, что в альбоме некоторые композиции просто отреставрированные и ремастированные, а некоторые музыканты из-за плохого качества оригиналов перепели и переиграли, к тому же в релизе два новых произведения, а также появился первый кавер группы Nice “The Cry of Eugene”. Наверняка это издание немного послабее предыдущих двух, возможно из-за такого бутерброда, где записи с такими большими временными рамками. Но все же альбом достаточно хорош и его тоже стоит послушать поклонникам Pentwater, тем более музыканты очень старались и не один год.