Василий Маргелов вошел в историю как “отец ВДВ”. Однако, прежде чем получить такое почетное звание, он руководил дисциплинарным батальоном. Этот человек, получивший известность благодаря внимательному отношению к бойцам, начал с введения в подразделении своих незыблемых правил.
Положение
В 1940 году, за десять лет до того, как он начал командовать оздушно-десантными войсками, Маргелова назначают руководить дисциплинарным батальоном. Подобные должности давались только офицерам с чистым именем и являлись повышением.
В принятом им дисбате, одним из первых в армии подобных формирований, царил беспорядок. Руководство батальоном находилось в руках бывалых уголовников, живших по правилам преступников и приказывающих другим подчиняться им. Под их влияние попадали и простые бойцы, и представители командного состава.
Новые правила
Василию Маргелову пришлось нелегко. Он был вынужден ударить одного из лидеров, вводившего свои правила в дисциплинарном батальоне. В ответ тот проявил уважение к новому командиру и перестал перечить. Чтобы укрепить свои позиции, Василий Филиппович обратился к штрафникам, а их было 2,5 тысячи человек, с речью. Он сказал, что они должны продемонстрировать, что являются достойными бойцами и он надеется на ведение ими в будущем правильного образа жизни.
Для достижения своей цели Василий Филиппович прибег к новым правилам. К примеру, личные вещт тех, кто поступал в расположение части, укладывались в отдельные сумки. За их кражу, как приказал командир, отправляли под суд. Предпочтение в деятельности отдавалось военной выучке. Солдаты занимались лыжами, тактикой и стрельбой. Хорошие отметки по этим дисциплинам позволяли признать бойца “исправляющимся”.
Результаты
В 1941 году прошла проверка на пригодность к боевым действиям. Маргелов похвалил солдат, а победителям выдали финансовое поощрение. Супруги командиров тоже участвовали в этих стрельбах, им также были выделены деньги.
Женщины при Маргелове занимали важное место в существовании батальона. На их обеспечении были как бытовые хлопоты, так и свободное время бойцов. В малопривлекательном прежде клубе при новом начальнике начали устраиваться танцы и вечера. Его жена занялась художественной самодеятельностью и подарила дисбату книги семьи.
Наличие цивилизованного отдыха сказалось на деле. Щебня отгружали по сто тонн за сутки, а цеха, в которых тачали обувь и шили, перевыполняли план. Спустя несколько месяцев Василий Филиппович отдал распоряжение вернуть в места прежней дислокации исправившихся бойцов.