Найти тему
Гуманитарщина

Как найти себя в мире политических идеологий

Ранее упомянули, что к терминам «правые» и «левые» в современном мире не стоит относится серьёзно. Поговорим подробнее о том, почему это так. Для этого возьмём 2 страны: США и Россию.

В США в парламенте борются две партии: демократическая и республиканская. Если взглянуть на историю, то обнаружится, что изначально демократическая партия поддерживал, например, институт рабства. Наверное, это партия правая, партия консервативная, стремящаяся удержать существующий порядок и традиции. Сегодня демократическая партия среди прочего выступает за сексуальные и расовые меньшинства, за женские организации и против запрета абортов. Республиканская партия изначально выступала против рабства и, надо полагать, она левая, прогрессивная, реформистская. Сегодня республиканская партия выступает за уменьшение, например, социальных расходов и за увеличение расходов на армию. При этом обе партии можно считать либеральными, потому что никаких других в Америке не было. Америка сама по себе рождается как либеральный проект. Разумеется, с поправкой на время.

Теперь возьмём Россию и её парламент. Партии в этом парламенте есть, но кто там правый, а кто левые? С каких идеологических позиций там выступают люди? Это загадка. Судя по всему, и для самих выступающих.

Если «правые» и «левые» не работают, то тогда как понимать друг друга и как говорить? Думается, что говорить нужно конкретно т.е. не «Я правый» или «Я левый», а я либерал, националист или, например, анархист такого-то толка, с такими нюансами и оговорками, если они нужны. Чтобы эта конкретика получалась, нужно интересовать политикой, идеологиями и задавать вопросы. Прежде всего себе.

Так как же разобраться…

Один из неплохих способов узнать, к кому вы идейно принадлежите — это политические координаты. При всей несовершенности политические координаты всё же работают, давая довольно правдоподобную картинку, на которую можно ориентироваться. Проходите все подобные тесты. Не изменяйте себе, отвечайте честно и не потеряетесь. Помните: то, как вы чувствуете на самом деле является самым главным.

На своём примере покажу, как это примерно работает. Перед нам политические координаты[1]:

Слева — коллективизм, неприятие рынка и собственности. Мне сразу становится не по себе, учащается сердцебиение, потеют ладони. Я понимаю, что ничего хорошего в левой части меня не ждёт. От товарищей, цензуры и равенства во что бы то ни стало я двигаюсь вправо. Здесь я вижу слова индивидуализм, рынок и собственность. Эти слова мне нравятся гораздо больше. Однако возникает вопрос: до какой степени? Внутренний голос подсказывает, что во всём нужно знать меру, а крайности — это плохо. Я не противлюсь этому голосу, и уже что-то вырисовывается.

У нас есть ещё два слова — тоталитаризм и анархизм. От тоталитаризма тоже очень страшно. К государству я отношусь с большим подозрением. Во-первых, я знаю, что человек, попавший в государственные структуры, скоро расчеловечивается и становится так называемым чиновником. Во-вторых, я знаю, насколько государство может быть неэффективным. Двигаемся вверх, но, опять же, насколько? Готовы ли мы полностью отказаться от государства? Нет, не готовы. Тот же голос подсказывает, что без государства будет ещё хуже, чем с ним.

Таким образом, произошло либертарианство в его минархистском варианте. В идеале я хотел бы видеть общество и экономику, где государство будет настолько мало, насколько возможно, где все будут работать и хорошо зарабатывать, где всё будет платным и частным, и не будет никакой инстанции, которая бы говорила, кому что кому читать, смотреть, писать, думать и курить, несмотря на то, что сам я ничего не употребляю.

Это — я. Вы же думайте сами и решайте за себя.

В конце одно замечание. Подавляющее большинство людей будет находится в центре или, скорее, в небольшой окружности в центре. Поэтому если вы каким-то образом окажитесь близко к одному из краёв или, ещё хуже, на самом краю, то судьба ваша незавидна. Для большинства из окружности в центре вы будете радикалом, террористом или просто фриком. Вас будут обвинять в том, что вы хотите либо всех убить, либо сделать рабами, либо нищими, либо ввергнуть мир в хаос, либо всё вместе. Кстати, в большинстве случаев они будут правы. Вы же будете воспринимать их как слабаков, тупиц, как людей несерьёзный, непоследовательных и неидейных. Вы тоже будете правы.

[1] Эти так же несовершенны, как и любые другие.