Президент Владимир Путин во время послания Федеральному собранию 21 февраля 2023 года предложил отказаться от Болонской системы образования. В мае того же года глава государства выпустил указ о запуске пилотного проекта по переходу отечественных вузов на традиционную систему обучения.
Согласно документу, в России появятся два уровня высшего образования. Первый — базовое, которое придет на замену бакалавриату. Срок обучения по этой программе составит от 4 до 6 лет. Второй уровень — специализированное (1–3 года). Оно предполагает более углубленную подготовку кадров и заменит собой магистратуру. Также останется аспирантура, поступить на которую можно с дипломом базового или специализированного образования.
В 2023 году ряд российских вузов уже начал набирать студентов на новые программы. До конца 2026 года перевести на традиционную систему планируется все университеты страны. Таким образом, Россия полностью откажется от Болонской системы, которую уже давно называют «пережитком прошлого».
Что такое Болонская система
Это международная инициатива по стандартизации высшего образования в Европе, цель которой — создание международного образовательного пространства. Она получила свое название от Болонской декларации, подписанной в 1999 году в итальянском городе Болонья, и включает в себя 48 стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. С тех пор в стране появилась двухуровневая система образования: бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура, длительность которой составляет 2 года. Помимо этого, в российских вузах был специалитет, позволяющий окончить вуз за 5–6 лет.
Особенность Болонской системы заключается в возможности получить диплом бакалавра по одной специальности и окончить магистратуру по другой. Кроме того, она предполагает, что страны, подписавшие декларацию, признают дипломы друг друга, а также обеспечивают академический обмен между педагогами и учащимися (то есть преподаватели или студенты могли попробовать поучиться в иностранном вузе).
Лучше поздно, чем никогда
Уже в те годы у европейских стандартов были свои противники, в том числе среди сотрудников ведущих российских вузов. Так, ректор Московского государственного университета (МГУ) Виктор Садовничий заявлял, что Болонская система категорически не подходит для России и приведет к снижению качества образования в стране.
Позднее с ним согласился замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев, по словам которого 4-летнее обучение в бакалавриате оказалось недостаточным для полноценного формирования знаний, умений и компетенций.
Против Болонской системы выступал и руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН) Сергей Комков. Он напомнил, что цель декларации — подготовка кадров для единого европейского пространства, однако приглашать РФ в Европу никто не собирался. По словам Комкова, вся эта идея изначально была надувательством.
«Мы объясняли, что никто нас там на едином рынке специалистов европейских не ждет, и никто наши дипломы там признавать не будет. И перестраивать нашу систему, ломать нашу систему в угоду каким-то политическим играм, это чревато тяжелыми последствиями, что мы на сегодня и получили. Но для этого фактически мы прошли вот этот тяжелый путь и потеряли практически целое поколение», — отметил спикер.
Серьезные разговоры об отказе от Болонской системы начались лишь в 2022 году, когда на фоне спецоперации отношения России и западных стран заметно обострились. В апреле того же года представительство РФ и Белоруссии в Болонском процессе было приостановлено.
Через месяц после этих событий глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил, что в ближайшие годы Россия перейдет на свою уникальную систему обучения. Это и положило начало созданию реформы образования в стране.
Процесс перехода запущен
Опробовать новую систему образования было решено в рамках пилотного проекта, рассчитанного на 2023–24 годы. Его участниками стали шесть российских вузов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта), Московский авиационный институт (НИУ МАИ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Университет науки и технологий МИСИС, Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет. На сегодняшний день все эти учреждения довольны процессом.
Так, в Университете науки и технологий МИСИС прием студентов велся по пяти направлениям продолжительностью от 4 до 6 лет. Самыми востребованными среди поступающих оказались следующие программы: «Технологические машины и оборудование», «Материаловедение и технологии материалов», «Электроника и наноэлектроника». В целом по итогам 2023 года количество абитуриентов, желающих учиться в МИСИС, повысилось на 25%.
Рост спроса на новые программы отметили и в МАИ. В 2023 году университет получил более 17 тысяч заявок, что на 30% больше, чем годом ранее. Как отметили в вузе, отечественная система образования предполагает на 35–45% больше практики, и уже в этом году МАИ полностью перейдет на новые программы.
БФУ им. И. Канта набирал студентов на базовое высшее образование по трем направлениям: право, педагогика и химия. Кроме того, в вузе изменили аспирантуру, сделав акцент на защите диссертации. Каждый аспирант может выбрать из двух направлений: научное или преподавательское, а также обязан пройти стажировку в одном из ведущих научно-образовательных или научно-исследовательских центров.
В МПГУ студентов набирали на семь программ пилотного проекта. Положительную оценку нововведению дали 86% преподавателей вуза и 80% учащихся.
Будут ли признавать новые дипломы и что делать с бакалаврами
«Наши российские дипломы как не признавались нигде за рубежом, так они и не признаются до сих пор», — Сергей Комков.
Хоть Россия и подписала Болонскую декларацию в 2003 году, ее полноценным участником она так и не стала, отметил Комков. И это связано, в том числе, с признанием иностранных дипломов.
«Мы стали автоматически признавать все европейские и американские дипломы у себя в России. А в Европе и США как не признавались наши дипломы о высшем образовании, так они не признаются и до сих пор», — заявил эксперт.
По его словам, чтобы гражданин РФ мог работать за рубежом по специальности, он должен пройти нострификацию, то есть сдать специальный экзамен за весь курс вуза. После успешного подтверждения знаний выдается справка, с которой уже можно работать в той или иной стране.
«Поэтому то, что мы отказываемся от этой системы бакалавриата и возвращаемся к своей традиционной системе подготовки по программе специалитета, ничего, в принципе, для нас не изменит в плане признания наших дипломов. Самые лучшие специалисты, которые выпускались у нас в стране и получали прекрасное образование, как они раньше были востребованы за рубежом, так они и сейчас будут востребованы», — добавил Комков.
Что касается уже выпустившихся бакалавров, то они останутся востребованными на рынке труда, считает спикер. При желании для них можно организовать дополнительные курсы или магистратуру, после прохождения которых будет выдаваться полноценный диплом о высшем образовании.
Подводя итоги, Комков напомнил, что главными составляющими российской системы являются фундаментальные знания и практика, которой должно быть много. Ее цель — создание творческих людей, разработчиков изобретений, научных открытий и новых методик. Именно это отличает отечественную систему от Болонской, которая направлена на подготовку потребителей уже сделанных достижений.
Подписывайтесь на наш канал — «Россия 24». Говорим о том, что нас ждет в будущем. Объясняем то, что вызывает вопросы.