Найти тему

"Благость Божия теряет своё конкретное содержание в эволюции..." Священник Евгений Веселов о попытках совместить Дарвина с Библией

Священник Евгений служит в Костроме, преподаёт в духовной семинарии
Священник Евгений служит в Костроме, преподаёт в духовной семинарии

Святые против дарвинизма

Церковь с самого начала считала сотворённый мир результатом действия всемогущего и премудрого Творца. Поэтому множество святых отцов, буквально толкуя Шестоднев, тем самым исключают эволюционное его понимание. Однако они редко прямо критикуют идею эволюционного развития, поскольку в древности эта идея не представляла серьёзного вызова церковной вере.
Ситуация радикально изменилась после Дарвина. Теория эволюции стала претендовать на новое описание событий, уже изображённых в Библии как акт сотворения мира всемогущим Творцом. Это вызвало активную реакцию в православной среде. О ней высказались, причём единогласно отрицательно, множество святых отцов: Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, Паисий Святогорец, Иустин (Попович), Макарий (Невский), Нектарий Эгинский и др. Идея происхождения человека от одного предка с обезьяной была названа преп. Варсонофием Оптинским «звериной философией».
Некоторым из новомучеников и исповедников российских критика дарвинизма вменялась на следствии и суде как элемент обвинения. Если бы они считали этот вопрос маловажным для спасения, ничто не мешало бы им заявить об этом. Однако на допросах новомученики подтверждали веру Церкви в буквальное понимание Шестоднева.

Перемена в умах

В постсоветский период взгляды авторитетных богословов радикально изменилась. В катехизисе, изданном в 2018 году от имени Синодальной библейской и богословской комиссии, излагается теистический эволюционизм: «"Днём" называются различные по продолжительности периоды времени… “Дни творения” – это последовательные этапы создания Богом мира видимого и невидимого… “Седьмой день” – это время бытия сотворённого мира после того, как Бог завершил дело творения».
Именно эта богословская концепция присутствует сейчас и в наиболее авторитетных учебных пособиях. Например, вышедший в издательстве Общецерковной аспирантуры и докторантуры учебник «Православие и естественные науки» излагает все данные светской науки: эволюцию вселенной (с возрастом 13,8 млрд. лет), палеонтологию и геохронологическую шкалу (с возрастом земли примерно 4,54 млрд. лет) и т. д. Нередко вопрос образа происхождения мира и человека объявляется не имеющим принципиального богословского значения. Такую позицию излагает в своём известном пособии «Путь разума в поисках истины» проф. А.И. Осипов.

Если не было Адама...

Всемогущий Бог не затрудняется законами природы и творит мир из ничего и сразу. Эволюция снимает эту чудесность. Учитывая длительность эволюции и наличие в ней тупиковых ветвей и различных катастроф, Бог здесь уподобляется учёному в лаборатории, достигающему блестящих результатов после различных экспериментов.
Кроме того, биологическая эволюция предполагает изначальное несовершенство мира и длительное его развитие до нынешнего состояния, которое, однако, не является совершенным. Самоочевидная в рамках буквального Шестоднева благость Божия теряет своё конкретное содержание в эволюции. В течение долгих миллиардов лет эта благость не изливалась на разумных людей и не влекла их к обожению. А если не было буквального Адама, то как понимать веру Церкви, что Христос – второй Адам? Для ап. Павла первый человек – из земли; второй человек – Господь с неба (1Кор. 15:47). Сын Божий сошёл с неба так же, как и Адам произошёл из земли. Если мы будем отрицать или перетолковывать этот ясный текст, то откуда же пришёл к нам Господь?
Без грехопадения смерть становится нормой: она была до Адама, поэтому ничего нового грехопадение не принесло в мир. Это радикально влияет на учение об Искуплении: если не было Адама, то не было и грехопадения, а значит, в нас нет первородного греха, и мы не нуждаемся в Искуплении.

Нужен догмат о шестидневном творении

Итак, «православный» эволюционизм следует признать не соответствующим учению Церкви и отвергнуть.
Вместо него на общецерковном уровне следует утвердить в качестве догмата шестидневное сотворение мира. Лишь оно достойно свидетельствует о всемогуществе, премудрости и благости Творца, вместе с тем направляя наш ум к созерцанию совершенства будущего нетленного мира.