Когда речь заходит о святителе Василии, мы всегда подчеркиваем его обучение в Афинах, аскетическую жизнь в Понте, отсутствие имущества, вклад в развитие общества и литературное творчество. Безусловно, автор выдающегося богословского текста Божественная литургия выделялся как прилежный ученик, харизматичный аскет, самоотверженный общественный деятель и непревзойденный писатель.
Наше приложение:
Но, возможно, не так широко известно, что, помимо родителей, важную роль в воспитании ведущего экуменического учителя сыграла его бабушка. Вспоминая о своей бабушке, святитель Василий Великий говорит: Макрина знаменитая, через которую мы учились словам блаженнейшего Григория. Бабушка Макрина передавала дух жизни своим внукам. Она передавала опыт, почерпнутый ею у святителя Григория Нового Кесарийского, Чудотворца.
Все мы знаем, что яркие примеры расширенной семьи определяют и формирование характера, и становление святого. Например, святой Павел вспоминает своих предков, которые поклонялись истинному Богу, и благодарен им за это. Он также вспоминает нелицемерную любовь Лоиды, бабушки Тимофея, и его матери Евники (см. 2 Тим. 1, 3-5), благодаря которой Тимофей с младенчества знал Священное Писание (2 Тим. 3, 15).
Нечто подобное происходило и в жизни Василия Блаженного. Покойный профессор Стилианос Пападопулос замечательно изображает отношения между бабушкой и ее внуками. Макрина, то есть бабушка Василия Блаженного, была той великой фигурой, которая повлияла и буквально сформировала три поколения семьи... С раннего детства два чрезвычайно умных внука, Макрина и Василий, прилепились к ней. Морщинистая старушка была сама красота духовной жизни. Дети видели это в ее чистом челе, несмотря на то, что он был изрезан временем и тяжелой жизнью.
Души детей были чисты, обширны и очень восприимчивы. Бабушка была тяжелой дождевой тучей. Дети были иссохшей землей. Чудо происходило каждый день. Дождь шел то мягко, то проливным потоком. Земля впитывала дождь и, поначалу, хранила его - переработка, преобразование и понимание приходили позже. Учение и богословие престарелой Макрины было ее воспоминаниями: первая церковь в Понте, борьба и лишения за веру, потаенные и каменистые пути добродетели. Какие бы дикие духовные бури ни тревожили души Василия и его сестры, учение бабки оставалось непоколебимым и действовало как компас, как указатель истины, как средство обретения равновесия.
Казалось бы, в последнее время это равновесие и мера утрачены. С появлением так называемой нуклеарной семьи и независимости молодых пар от семейного очага вклад расширенной семьи в воспитание детей практически сошел на нет. Роль дедушек и бабушек, а также дядей, тетей и крестных родителей в христианском воспитании детей уменьшилась.
Может быть, пришло время переосмыслить их роль? Вместо телевидения и Интернета, ставших частными репетиторами, может быть, стоит вновь приобщить молодежь к нашим духовным корням, чтобы она обрела равновесие и меру? Восстановить связь не только со своими реальными, но и духовными предками? Святителю Василию, как мудрому и опытному учителю, есть что сказать молодым людям о том, как избежать ловушек времени и черпать свет из животворящего источника Духа.