Найти тему
Сайт психологов b17.ru

"О жизни монахов"

▶️ Хочу поделиться опытом пребывания в монастыре и общения с монахами. Эти мысли касаются большинства священнослужителей, которых я видел.

Место настоящего монаха - в монастыре. В прошлом же затворники «спасались» по одиночке, ведя отшельнический образ жизни. Из-за суровых климатических условий им приходилось собираться в группы. Необходимость выживания дополняла возможность молиться и кооперироваться.

Чем люди в монастыре отличаются от обычных жителей городов? Опустим за скобки что цель любого монаха - служение Богу.

1. Люди в монастыре очень внимательные. В отличие от нас, они не испытывают огромной шумовой нагрузки. Монахи внимательно слушают вас, улавливая множество деталей. Часто я получал их важные советы и полезные комментарии.

Священнослужители не так далеки от мира, как кажется. Они могут занять себя новостями, страничкой в соцсети. У них есть хобби.

📍 Например, одна монахиня вяжет, другая ухаживает за маленьким кроликом, третья - изучает языки. Люди развиваются в свободное от службы и работы время в интересных для себя направлениях.

Вспомним, что отец современной генетики, Грегор Мендель, был монахом. Он выращивал горох, проводя на нем эксперименты. Так что среди простых на первый взгляд людей можно встретить тех, кто способен впечатлить глубокими познаниями в разных сферах.

2. У монахов нет деления на служение и семью. Всё пребывание в монастыре для них — единое пространство: семья и работа одновременно.

В жизни огромное место занимает Бог и божьи люди, сверяющие с Богом свои действия. На многие поступки и решения монахам необходимо получать благословение от игумена, настоятеля монастыря.

3. Разговаривая с духовным лицом, следует обращаться на "вы". Есть довольно простые правила общения. О них позже. Посредством разговора можно создавать доверительные отношения духовного плана. Позволительно также вести аккуратную беседу относительно интересов монаха.

4. В каждом монастыре есть ежедневные послушания. Кто-то поет в хоре, кто-то помогает на кухне. Кто-то ухаживает за растениями, кто-то занимается юридическими или хозяйственными вопросами. Время от времени люди меняют послушание.

📍 Например, человек может первые полгода оформлять документы в канцелярии, а вторые полгода мыть посуду и готовить еду. Это социализирует и прививает любовь к труду. Монахи не боятся работы, любят её и делают с удовольствием.

Эта история немного идеализирована. Конечно, есть разные обители, настоятели и служители. Я часто езжу в один монастырь. Меня всегда приятно удивляют тамошние люди. Их глубина мысли, способность к самосовершенствованию.

▶️ За свою жизнь я посещал несколько обителей как паломник и трудник. Время, проведённое там, научило меня сохранять внутреннее равновесие и гармонию.

Как принято общаться в храме. Кто и за что там отвечает.

В разговоре с духовными лицами следует обращаться на «вы», из уважения к сану. Монаха или монахиню положено называть «отец» или «мать», «сестра». Слово «монашки» носит пренебрежительный характер. Правильное слово «монахини».

Слово «батюшка» допустимо, но не употребляется при официальном обращении. По церковному этикету ообращение «отец» без имени, звучит не корректно. Правильно – с добавлением имени, например отец Артемий. Не стоит «русифицировать» имена. Если монах представился как «отец Артемий», не нужно называть его «отец Артём».

Обращение «святой отец» в православии отсутствует, оно пришло к нам из фильмов про кардинала и мушкетёров(«Д’Артаньян и три мушкетёра»).

В монастыре своя иерархия и роли. Есть игумен или игуменья. Это практически директор - персона, которая руководит обителью.

В женском монастыре есть один или двое батюшек. Это священники, которые служат в монастырских храмах и принимают большое участие в управлении. Скорее, более духовной, чем материальной стороной.

Заместитель игумена - благочинный, монах или монахиня, отвечающие за службу, расселение паломников и многое другое. Регент отвечает за церковный хор, келарь - состояние кладовых и кузни. Эконом - за финансы монастыря.

Названные роли принимают монахи не на всю жизнь, часто на год или два.

На мой взгляд, монастыри — источники духовной жизни страны. Православная церковь, как общественная организация не идеальна. Послесоветского периода она еще восстанавливает свои позиции в обществе. По отношению к православию много скептиков и людей равнодушных.

📍 Я ни к чему не призываю. Это рассказ о том, что есть места, где люди в черных одеждах вместе молятся Богу, спасаются, трудятся. Поют в Храме, поминают усопших. Им не важно, в каком ты бренде или тренде. И почему-то именно там случаются чудеса, свидетелем которых я был лично. Но это уже совсем другая история.

Автор: Буков Павел Александрович
Врач-психотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru