Найти в Дзене

1977 год. Переводчица Кармен Гонсалес найдена бездыханной. Пропала фамильная драгоценная шкатулка. Главным подозреваемым становится ухажёр

Оглавление

“Прихватить с собой утюг после разбойного нападения мог только советский человек,” — так сыщики поняли, что искать того, кто напал на иностранку, нужно в Союзе, а не за границей.

В 70-е годы в Союзе погибла уроженка Португалии Кармен Гонсалес. Состоятельная женщина на склоне лет трудилась в столичном издательстве “Прогресс”. Расправа над ней всколыхнула всю советскую милицию. О ходе следствия Андропову докладывали прямо в больницу, в которую тот угодил из-за очередного ухудшения здоровья. Под подозрением у следователей были иностранные шпионы, но все оказалось намного прозаичнее…

Показное благополучие

До перестройки в Союз часто переезжали жить и работать иностранцы. Те, кто еще верил в коммунизм, считали, что у СССР будет большое будущее. Ехали в Союз граждане разных стран с полупустыми чемоданами. Считали, что при коммунизме их всем обеспечат. И действительно, их обеспечивали с помощью магазина “Березка”, где можно было купить дорогую технику и дефицитные товары только за валюту. Поэтому иностранцы долго не могли понять, почему советский народ вынужден все “доставать”. Но простые люди даже хорошую книгу не могли купить, не сдав 20 кг макулатуры.

Среди показного благополучия в 1977 году в милицию поступило сообщение, что гражданка Португалии найдена бездыханной в своей квартире в Бригадирском переулке, где жили сотрудники издательства “Прогресс”.

Прибывшим милиционерам на место происшествия пришлось пробиваться через толпу зевак. “Погибла иностранка! Международный инцидент!” — такое можно было услышать в тот день на каждом углу.

-2

Кармен Гонсалес обнаружила в ее квартире соседка. Конечно, заметив обездвиженное тело в крови на полу, соседка вызвала милицию. Гонсалес была дальней родственницей португальского посла. Ее гибель нужно было расследовать в самые короткие сроки.

Пока первая команда следователей осматривала квартиру Кармен, другие сотрудники допрашивали переводчиков в издательстве “Прогресс”. Удалось выяснить, что погибшей было 55 лет, до переезда в Союз она трудилась актрисой в одном из лиссабонских театров. В 1974 году “Прогресс” пригласил ее к себе работать переводчицей. Кармен предоставили служебную квартиру, где она жила одна.

В жилище погибшей был большой беспорядок. Преступник что-то искал? Посол Португалии, который прибыл к почившей родственнице в квартиру, рассказал, что у Кармен был тайник. Но тайник этот был не в партийной книге, куда мужья обычно прятали заначки от жен, а в вентиляционной шахте.

-3
Именно в вентиляции Кармен хранила семейную реликвию, алмазную шкатулку с грустной историей. Граф из рода Гонсалес любил дочку короля. Влюбленным не суждено было быть вместе. В итоге от их любви осталась только алмазная шкатулка. Целых 38 бриллиантов, 16 сапфиров, а также хризолит украшали это старинное изделие. И такая ценность пропала из вентиляции. Вместе со шкатулкой из квартиры пропал дорожный утюг.

Дорожные утюги в то время привозили в качестве презента из-за границы. Только советский гражданин мог позариться на редкий утюг — решили следователи. А до того момента они выстраивали версию о том, что гражданка Гонсалес пала от рук иностранных шпионов.

Громыко и другие партийные деятели взяли это дело под свой контроль. К сожалению, известие о гибели Кармен быстро попало в заграничные новости. Те иностранцы, что уже приехали в “безопасный” Союз, предпочли после такого покинуть страну как можно скорее. Некоторые разворачивались прямо в аэропорту. Гибель Кармен нанесла урон репутации всего Союза.

-4

Ресторан Дома кино

Летним вечером в ресторане Дома кино на мраморной лестнице появились молодые мужчины с двумя спутницами. Редакторы из “Прогресса” пригласили на ужин в элитное заведение, куда иногда наведывалась сама Галина Брежнева, двух симпатичных студенток.

Ужин прошел отлично, а потом девушки удалились “припудрить носики”. Вернувшись, они не обнаружили своих спутников за столом. Да и вещей девушек на месте не оказалось. Пришлось им вызывать милицию.

Милиционеры выяснили, что один из дерзких воришек действительно работал в “Прогрессе”. Сергею Кирюшкину было 33 года. И он давно сотрудничал с КГБ. Ведь за иностранцами в издательстве нужно было присматривать.

Изучая биографию Кирюшкина, муровцы неожиданно выяснили, что он состоял в связи с погибшей Гонсалес. Несмотря на разницу в возрасте в доме Кармен этот молодой мужчина бывал регулярно.

-5

Чтобы проверить Кирюшкина, сотрудники внезапно нагрянули к нему домой в поисках пропавших у студенток вещей. То, что милиционеры нашли дома у Сергея, изумило их невероятно.

В столице давно существовал музей вещдоков, в который передавались вещи, фигурировавшие в громких делах. Потом эти экспонаты использовали для обучения молодых сотрудников. Нож серийника Головкина, фальшивки Баранова и другие предметы, представленные там, имели свои запутанные и сложные истории. Этот музей был наглядным примером того, как важны в уголовных делах улики. Ведь именно улики помогли раскрыть дело Гонсалес.

В квартире Кирюшкина на столе был обнаружен дорожный утюг, который похитили из жилища Кармен вместе с алмазной шкатулкой. Когда утюг нашли, оперативники, казалось, позабыли о вещах студенток и провели для Сергея допрос с пристрастием.

Кирюшкин
Кирюшкин

Сначала ужин, потом расправа

Кирюшкин сознался, что ограбил свою подругу. Но от расправы над ней он открещивался как мог. Сергей утверждал, что в тот вечер пришел к Кармен вместе со своим дружком-уголовником Шадрыгиным. Хозяйка предложила мужчинам ужин. Шадрыгин цинично шепнул Кирюшкину: “Сначала поедим, а расправимся с ней потом”.

Пока Вячеслав после ужина делал свое “черное дело”, Кирюшкин обшаривал квартиру подруги в поисках ценных вещей. Когда Андропову сообщили о том, что к расправе над иностранкой причастен внештатный сотрудник КГБ, он распорядился уволить Сергея “задним числом”.

На допросах Сергей утверждал, что взял кое-какие вещи и деньги из квартиры Кармен, но никакой шкатулки никогда не видел. Поскольку сверху следствию было приказано поскорее закрыть дело, алмазную шкатулку искать не стали. Нужно еще было поймать Вячеслава. И в деле появилась формулировка: “Ограбили, чтобы продать ценности и купить горячительное!”. Шадрыгина вскоре тоже упекли за решетку. Суд дал обоим преступникам по 15 лет. Но судьба алмазной шкатулки так и оставалась туманной.

-7

Известный антиквар

Только в 1985 году завеса тайны, что окутала старинную шкатулку, немного приподнялась. Было совершено нападение на квартиру московского антиквара Трифонова. Сам Трифонов был доставлен на лечение, а его супруга едва говорить могла от испуга.

Осматривая квартиру антиквара, милиционеры обнаружили, что там даже пытались вскрыть пол, когда что-то искали. В своей палате Трифонов долго бредил и все твердил в бреду о какой-то шкатулке. Эту информацию медсестры передали в милицию.

Когда антиквар пришел в себя, он утверждал, что ничего не знал и не помнил. Оперативники понимали, что он врет, поэтому решили на Трифонова немного надавить.

Антиквару сказали, что если он не скажет правду, то в больнице его защищать никто не будет. А ведь преступник мог прийти за ним снова. Тогда Трифонов признался, что к нему приходил некий мужчина и требовал передать ему шкатулку иностранки Кармен.

Антиквар
Антиквар

Да, сотрудники знали, что Трифонова допрашивали много лет назад по делу иностранки. Еще они знали, что он иногда покупал краденое. Тогда опера решили выяснить, продолжали ли отбывать наказание те, кто оборвал жизнь Гонсалес.

Оказалось, что те двое были за решеткой, но недавно освободился сокамерник Шадрыгина Стариков. По описанию он был очень похож на того, кто с ножом в руке посетил антиквара.

Следствие выяснило, что Стариков находился на лечении в Архангельске и больничной палаты своей не покидал. Но больница — не тюрьма, Стариков ведь мог оттуда и улизнуть на выходных, чтобы съездить в Москву и вернуться обратно.

Брали матерого рецидивиста в кабинете, где делали рентген. Пока Стариков позировал перед аппаратом, на его запястьях защелкнули наручники.

На допросах рецидивист утверждал, что до шкатулки так и не добрался. За нападение на антиквара он получил 15 лет. Но срок не отсидел, а скончался за решеткой.

Вскоре после нападения из Москвы исчез антиквар Трифонов. Поговаривали, что он уехал в Израиль. И отбыл он на малую родину не с пустыми руками. В любом случае три десятка лет шкатулка, что принадлежала женщине из Португалии, считалась безвозвратно утраченной.

Потом она внезапно всплыла на одном из лондонских аукционов. Всего за несколько минут эта злосчастная вещица была куплена неизвестным богачом. Имя миллионера никому не разглашали. Но удалось узнать, что этот человек был из России. Скорее всего, Стариков не врал, когда говорил, что не добрался до шкатулки. За границу ценную вещь вывез антиквар.