Зачастую эгоизм воспринимается обществом как отрицательная черта характера человека. Эта установка глубоко уходит корнями в христианскую этику. Религия воспитывала в людях аскетизм, смирение перед господом, любовь к ближним. С развитием философских школ, эгоизм частично перестал восприниматься как исключительно отрицательное качество человека. Штирнер и Ницше отстаивали право личности на счастье и представляли его противоположностью альтруизма, считая тот проявлением слабости. Штирнер писал "Везде и всюду нам стремятся доказать, что смысл и цель нашего существования лежат где-то вне нас. Что просто необходимо найти этот смысл и пожертвовать своими интересами ради воплощения этой цели. Не проще ли, не лучше ли, не выгоднее ли, наконец, отбросив жадные идеалы, строить свое дело на себе самом?».
В современном мире эгоизм разделяется по степени его выраженности на рациональный - когда человек, преследуя свои личностные интересы, не делает это в ущерб окружающим и ирроциональный - индивидуум не заботится о переживаниях других людей, он преследует лишь собственные интересы.
Тут стоит подчеркнуть, что грань между ними достаточно тонкая и зачастую просто стирается, особенно если речь идёт о романтических или дружеских взаимоотношениях, а также важно понимать, что некоторые ситуации можно интерпретировать по-разному в зависимости от мотивов человека и его подверженности к самообману.
Здоровые дружеские взаимоотношения можно назвать рациональным эгоизмом, ведь в дружбе человек преследует в первую очередь свои цели. Притом цели могут быть разные: интересное общение, общее дело, взаимопомощь или взаимовыгода. Прежде всего в момент знакомства человек даёт оценку другому индивидууму по некоторым важным ему критериям, будь то статус, жизненный опыт, эрудированность, искренность и т.д.
Вполне возможно, кто-то может не согласиться с моим утверждением и возразить, что дружба предлагает глубокое сопереживание, готовность бросить все ради помощи своему товарищу, однако не всякий человек будет готов оказывать помощь в одностороннем порядке, не ожидая того же в ответ.
Стоит отметить, что любая дружба это исключительно обоюдный процесс, невозможный без комфорта для обоих индивидуумов в ней участвующих. Дружба строится на основе взаимопомощи, взаимной поддержки и взаимного уважения. И тут главным является взаимность - "ты - ему, а он - тебе".
Когда один из друзей начинает ставить свои интересы выше нужд и чувств другого, это неизбежно приводит к дисбалансу, что является грубым примером ирроционального эгоизма.
Он может проявляется в различных формах, например в использовании друга в качестве эмоционального ресурса - тот человек, который смотрел на тебя с таким теплом и так страдал, если тебя не было на связи лишних два часа, не проявит отныне участия к тебе и твоим проблемам. Лёгкая оттепель с его стороны может давать надежду, что кризис временный, однако напитавшись ресурсом, в конечном итоге он будет давать тепло уже другому. Обвинять потребителя тут бессмысленно, ведь он и сам чаще всего не осознает свою проблему.
Говоря о любови, следует отметить, что любовь это умеренный эгоизм т.к. каждый человек имеет свое эго и врожденное желание, т.е. биологическую потребность — любить и быть любимым. И тут не стоит путать любовь с влюбленностью.
Влюбленность по своей натуре эгоистична, поскольку ты счастлив тогда, когда обладаешь предметом этих чувств, а его недостижимость приносит страдания. Мы даем любовь в надежде получить любовь. Мы удовлетворяем желания с надеждой самим получить удовлетворение.
И если на первом этапе влюблённые только самопрезентовали себя, то на втором этапе, если пара всё ещё вместе, они уже начинают внимательно смотреть на своего избранника, у которого есть свои потребности, желания, и что они могут отличаться друг от друга.
Влюблённость – это страсть, а любовь – это уважение к другому человеку.
В любви иррациональный эгоизм может проявляться в форме жадности, недоверия и желания контролировать партнера.
Когда человек думает только о своих потребностях и желаниях, игнорируя чувства и потребности своего партнера. Это может привести к недовольству, обидам и разочарованиям, что в конечном итоге может разрушить отношения.
Следует так же понимать, что у любых взаимоотношений есть конец. Как бы нам не хотелось вечных отношений, это невозможно. Хотя бы потому, что мы банально смертны.
Подводя итоги, следует отметить, что каждому из нас присущ рациональный эгоизм. Каждый использует его в соответствии со своими мировоззрения и убеждениями. Неизбежно в жизни мы сталкиваемся с людьми, проявляющими иррациональной эгоизм. Чтобы эффективно с ними общаться, нужно устанавливать границы и быть эмоционально устойчивыми.