В Московском физико-техническом институте состоялось заседание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области по поводу решения проблемы дефицита учителей физики, математики и информатики в столичных школах.
Первый заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Олеся Лукашук заявила, что проблема обусловлена наличием трех факторов. "Во-первых, в федеральных государственных образовательных стандартах появилось требование обязательного изучения физики и информатики в школах. Раньше можно было выбрать учебный план гуманитарного и социально-экономического профиля, в котором эти предметы отсутствовали. И многие школы делали ставку именно на гуманитарные дисциплины, а физику и информатику не изучали. Во-вторых, в последние годы в Москве появилось большое количество предпрофессиональных проектов, инженерных и ИТ-классов. Это налагает большую нагрузку на учителей физики, математики и информатики, а также нагружает их сверх нормы в плане преподавания спецдисциплин соответствующего профиля. В-третьих, на фоне укрепления технологического суверенитета, импортозамещения и подготовки инженерных кадров заметно возросла требовательность директоров к преподаванию этих предметов. Что привело к необходимости искать где-то учителей дополнительно", — отметила она.
По её словам, дефицит оценивается примерно в 1 тыс. человек. Оперативно подготовить такое количество педагогов силами Московского городского педагогического университета довольно сложно, поэтому было решено обратиться к другим вузам, в том числе к классическим. "Мы понимаем, что студенты технических вузов могут работать в школе. Более того, многие уже работают. Когда я была директором школы, и у меня возникла та же проблема, я обратилась к родителям своих учеников. И к нам по их рекомендации пришло сразу три замечательных физика — студента Физтеха. Я даже не ожидала, что у них хорошо сложатся отношения с учениками. Благодаря им мы впервые смогли наладить поточно-групповое обучение. Один парень, не будучи профессиональным педагогом, умудрялся держать в тонусе на лекции целый зал в 70−80 детей! Специально под него мы перестроили образовательное пространство школы, чтобы можно было проводить и лекции, и семинары. Все это благоприятно отразилось на результатах ЕГЭ", — сказала Лукашук.
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова отметила, что раньше столичная служба занятости успешно решала проблему кадрового голода. Однако в последнее время на рынке труда спрос стабильно опережает предложение. И выровнять ситуацию собственными силами департамент уже не может. "Поэтому я прошу у вас, как у представителей ведущих вузов страны, помощи. Нам очень важно, чтобы вы донесли до ваших студентов информацию о тех возможностях, которые у них есть в плане перспектив преподавания в школах Москвы. Департамент образования разработал для них великолепную программу, благодаря которой они смогут работать в системе образования. Я понимаю: когда человек приходит в ваши вузы, он хочет стать инженером, ученым, но вряд ли учителем. И чтобы как-то повлиять на их выбор, мы предоставляем им вполне конкурентную зарплату — 140 тыс. рублей! А если студент возьмет повышенную нагрузку и другие активности, это будет 200 тыс. и даже больше. Это абсолютная реальность!" — сказала Александрова.
По словам чиновницы, у тех, кто согласится на это выгодное предложение, будет возможность также выбрать школу поближе к месту проживания. Для многих это играет решающее значение. "Мы готовы помочь и московским школам, и системе образования страны. Конечно, само наличие проблемы кадров — это, безусловно, минус, но есть в нем и положительный момент. Дело в том, что наш вуз участвует в программе "Код будущего", ведет бесплатные курсы программирования для школьников и студентов колледжей. И у нас есть достаточное количество подготовленных специалистов, которые вполне способны вести математику и информатику в школах. С физиками, конечно, проблема, но в остальном — да. Уверен, это никоим образом не помешает учебному процессу, и будет работать только на повышение мотивации студентов, профориентацию и самоопределение. Я сам, будучи студентом, тоже подрабатывал в школе, и ничуть об этом не жалею!" — подчеркнул на заседании ректор РосНОУ Владимир Зернов.
"Информация, которая вызывает грусть. В МФТИ состоялось заседание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, которое было посвящено решению проблемы дефицита учителей физики, математики и информатики в столичных школах. Оказалось, что дефицит педагогов по этим предметам оценивается в Москве примерно в 1 тыс. человек. Оперативно подготовить такое количество педагогов силами Московского городского педагогического университета довольно сложно, поэтому московский Департамент образования и науки обратился к руководителям различных вузов региона с просьбой донести информацию об учительских вакансиях до студентов. Департамент предложил вполне конкурентные условия: зарплата — 140 тысяч, при повышенной нагрузке — до 200 тысяч, для студентов, которые согласятся поработать — выбор школы поближе к месту проживания. Откуда в таком случае грусть? Просто стало окончательно понятно, что пока решения проблемы кадрового дефицита в образовании нет, и не ожидается. Если даже в Москве, которая притягивает специалистов со всей страны, не могут закрыть вакансии и готовы брать на работу студентов, причем даже непедагогических специальностей, при таких объявленных зарплатах, то что тогда делать регионам, где учительские зарплаты в 4−5 раз меньше, куда на такие деньги никто переезжать не собирается", — говорится в телеграм-канале "Наука и университеты".
Автор телеграм-канала "Русский research" отметил, что школьный учитель в Костромской области в среднем работает на 1,65 ставки и имеет зарплату 36 200 рублей, то есть около 19 200 рублей за одну ставку после вычета подоходного налога. "В Москве учитель работает в среднем на 1,3 ставки и получает 111 700 рублей, то есть его зарплата за одну ставку примерно в 4 (четыре) раза больше, чем у учителя в Костромской области. Это свежие статистические данные Росстата и Минпросвещения. Приведу ещё несколько примеров: сколько ставок в среднем занимает штатный учитель и какова его средняя зарплата (без учёта 5000 р за классное руководство): Брянская область: 1,3 ст., 36 200 р; Волгоградская область: 1,5 ст., 37 200 р; Владимирская область: 1,6 ст., 42 300 р; Самарская область: 1,75 ст., 45 300 р; Тамбовская область: 1,3 ст., 35 600 р. То есть, типичная зарплата учителя за одну ставку в регионах Центральной России составляет 20−25 тысяч рублей на руки. Соответственно, работа на полторы ставки позволяет довести доход до уровня продаца-кассира в Пятёрочке. Важно, что указана средняя заработная плата, которая формируется большинством учителей: среди них около ⅔ имеют первую или высшую квалификационную категорию и педагогический опыт более 10 лет. У молодых учителей без категории зарплата будет меньше", — говорится в сообщении.