Зельфира Трегулова — искусствовед, генеральный директор Третьяковской галереи на протяжении восьми лет (с 2015 по 2023 гг.), первоклассный специалист по организации выставок (в том числе в Пушкинском музее и музее Кремля). Как сказал о профессионализме Трегуловой Владимир Мединский: «Людей такого уровня в стране единицы». Вот, собственно, главная причина, почему меня заинтересовала автобиография Зельфиры Трегуловой. Всегда интересно знать, кто он, человек, кому доверяют самое ценное, и как таким стал.
Ну и, конечно, мне было интересно познакомиться ближе с человеком, который отстаивал свою позицию относительно иконы Святая Троица (1422–1427 гг.). Вы, наверное, помните историю, когда два года назад, в июле 2022 года, невзирая на протесты сотрудников музея, среди которых была и Трегулова, икону вывезли в Троице-Сергиеву лавру. Там она нескольких дней находилась в условиях, которые не способствовали её сохранности. Икона древняя, ветхая и потому нуждается в особых условиях хранения. На данный момент икона передана Русской православной церкви, в Третьяковку она не вернулась...
Через месяц после того, как ей пришлось уйти из Третьяковской галереи, Зельфира Трегулова начала писать книгу. Было это 9 марта 2023 года. Спустя чуть больше года книга «Искусство как выбор. История моей жизни» увидела свет. Из названия понятно, что это автобиография человека, который с детства ощущал своё предназначение и делал профессиональный выбор — стать искусствоведом — осознанно.
Начинает свой рассказ автор с рижского детства, с неженатых родителей, со своей незаконнорожденности, многочисленных родственников мамы. Всё было непросто. Но не подумайте, что девочка не знала своего отца. Отец, как и мать, сыграл важную роль в жизни дочери. Именно благодаря им она с детства росла развитой, начитанной и увлечённой.
Автор рассказывает о детстве подробно. Она многое помнит. Очередной раз, читая автобиографию незаурядного человека, обратила внимание на то, что самосознание таких людей просыпается очень рано, они помнят себя с ранних лет.
Когда девочке было 7 лет, мама взяла её в четырёхдневную поездку в Ленинград. И эти 4 дня определили её будущее. Эрмитаж поразил воображение Зельфиры. Но, надо сказать, и девочка была готова воспринимать то, что видит. Потом была ещё одна поездка в Ленинград. Потом Москва. Уже в 10 лет Зельфира знала, кем хочет стать.
Трегулова уделяет большое внимание истории семьи, необыкновенно образованным родителям и тому, сколько они дали ей в период взросления и поступления в МГУ. Зельфире удалось с первого раза, самостоятельно поступить в лучший вуз страны. А конкурс, между прочим, был 25 человек на место после сдачи всех экзаменов!
Дальше была учёба, первая университетская практика, аспирантура, первая зарубежная стажировка... Обо всём этом автор рассказывает так, что невозможно оторваться. А если при этом ещё любишь литературу, живопись, историю, так и вовсе сплошное удовольствие. Сами знаете, умного человека можно слушать вечно.
Но искусство искусством, а меня поразило та искренность, с которой Зельфира Исмаиловна рассказывает о своей семье, своих девичьих комплексах и личной жизни. Это откровенный рассказ. Но без него книга много бы потеряла.
Большая часть книги посвящена работе, проектам, коллегам, встречам, поездкам. Причём автор не разделяет одно от другого. Если что-то важное происходило в период крупных проектов в личной жизни, она об этом параллельно рассказывает.
Удивило меня то, как резко обрывается книга. Огорчилась, что работа в Третьяковке в ней не описана.
В эпилоге Трегулова рассказывает, как в начале 2015 года Владимир Мединский пригласил её в маленькое кафе и «сразу, без обиняков, предложил занять пост генерального директора Третьяковской галереи». Это было предложение, от которого не отказываются...
Выдохнула я только на последней странице, где было написано: «Продолжение следует».
Закрывая книгу, я думала о том, какая же насыщенная бывает у людей жизнь. Лучшие музеи России. Яркие имена. И книга-то большая, а на всё места не хватило. Можно себе представить, чем стали для Трегуловой следующие восемь лет жизни и работы в Третьяковке, если о них она будет писать в отдельной книге. Ну что ж, подождём. Очень хочется узнать больше о Святой Троице, работе и вынужденном уходе с поста гендиректора Третьяковской галереи.
Читали эту книгу?