Найти тему
Новости Карелии | Karelinform.ru

Бить или не бить: телесные наказания для школьников

Нужно ли вводить телесные наказания для школьников, чем это может обернуться для подростка, и что об этом думают жители Карелии — в нашем материале.

    Источник: Изображение Midjourney
Источник: Изображение Midjourney

В начале мая прозвучала информация о предложении первого зампреда Клуба адмиралов Валерия Дорогина на дискуссии в Мосгордуме вернуть в российские школы телесные наказания. Чиновник зашел с пользы применения физической силы к школьникам.

«Битье определяет сознание», — перефразировал Карла Маркса Дорогин, при этом добавил, что его внук благодарен «за нагайку».

«Я в ужасе»

Мы провели опрос среди наших подписчиков, попросив пройти голосование. В нем приняли участие 1104 человека. Первый вариант ответа звучал так: «Категорически против. Так до показательных порок дойдет». За этот вариант проголосовали большинство читателей (57%, 630 человек).

Второй вариант ответа «Приветствую. С некоторыми иначе взаимодействовать не получается» набрал 23% голосов подписчиков (254 человека). Еще одна категория читателей воздержалась и решила узнать результаты (20%).

Подписчики поделились своим мнением (Далее орфография и пунктуация сохранены). Некоторые оказались обескуражены:

«17 процентов за. Я, как учитель, в ужасе. Маленького человека будут бить в школе. И он этого станет дисциплинированнее?!», — пишут некоторые.

Воспитатели детсада истязали и насиловали детей в Петрозаводске

Некоторые читатели подошли к ответу креативно: «Предлагаю проголосовать за телесные наказания для депутатов, в таком случае».

Другая категория готова простить телесные наказания родителям, но не посторонним людям: «Что охренели что ли? Я понимаю родитель, но чужой человек не имеет права прикасаться к ребенку, тем более наказывать…».

Другие негативно относятся к подобного рода наказаниям, но видят альтернативы в штрафовании, отчислении школьников, переводе в спецшколы.

…Или право имею?

Моральная и воспитательная сторона вопроса выходит в таких обсуждениях на первый план. Другое дело — правовая оценка телесных наказаний в школах России.

Адвокат по семейным делам Адвокатской палаты Московской области, автор тг-канала «На мушке» Юлия Мухина прокомментировала для нашего издания применение телесных наказаний в отношении школьников.

«Введение в школах и других образовательных организациях телесных наказаний в отношении детей будет не только идти вразрез со всеми положениями нормативных правовых актов в сфере регулирования образовательного процесса, но и фактически поощрять совершение правонарушений и даже преступлений насильственного характера», — считает адвокат.

Нормы закона в системе образования, указывает Мухина, закрепляют и гарантируют ученикам право на охрану жизни и здоровья. Сюда в том числе относятся обеспечение безопасных условий обучения, воспитание, присмотр, а также установление ответственности образовательных организаций за жизнь и здоровье обучающихся.

«Звонок в полицию, пусть разбираются»: родители воюют с воспитателями Карелии

К правовым нормам, уточняет адвокат, относится и Конвенции о правах ребенка, в которой говорится о важности и нужности защиты детей от любых форм физического и психологического насилия. Причем речь идет не только о школах, но и о семьях.

«Таким образом, закрепление телесных наказаний в отношении обучающихся будет противоречить положениям международных договоров, которые являются частью правовой системы РФ, нарушать международные обязательства, которые РФ приняла на себя при подписании таких договоров», — отметила Мухина.

Более того, ст. 1073 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность взрослых — и родителей, и учителей (воспитателей) за действия малолетних, которые по каким-либо причинам причинили вред окружающим или имуществу. Исключением станет только ситуация, в которой можно доказать, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Наконец, Трудовой кодекс запрещает педагогам применять насилие в отношении воспитанников под страхом увольнения (ТК РФ п. 2 ст. 336).

«В связи с этим, применение силы в школе в дисциплинарных целях, телесные наказания в отношении участников образовательного процесса неприемлемы ни в какой форме и будут являться основанием как для привлечения педагогов и иных лиц, их применяющих, к разным видам ответственности в зависимости от последствий совершенного деяния», — подытожила адвокат.

Эффективно ли?

Психологи сходятся во мнении: наказание в виде физического насилия, во-первых, вредны для психики ребенка, во-вторых — не эффективны, если речь идет об отрицательной мотивации к работе ученика.

«Применение физической силы в дисциплинарных целях может привести к развитию у ребенка чувства страха, недоверия к взрослым и снижению самооценки. В будущем это может вызвать серьезные проблемы, такие как депрессия, тревожность и агрессивное поведение. Исследования показывают, что дети, подвергающиеся физическим наказаниям, чаще проявляют враждебность в отношениях с окружающими», — отмечает психолог Эмма Райман, основатель Академии психологии «Arcane».

Практикующий психолог, кандидат экономических наук Екатерина Каталина указывает еще на множество проблем, которые придут в систему образования вместе с телесными наказаниями. В их числе определение грани между насилием и наказанием, определение органа, который бы контролировал соблюдение «грани», возмущенные родители, злоупотребление среди учителей, которые могут потерять голову и подгонять под понятие наказание свое видение ситуации.

«Более элегантным решением проблем с дисциплиной было бы введение административного наказания для родителей и самих школьников (по достижении определенного возраста) и возрождение престижа профессии учителя. То есть, увеличить авторитет учителя», — считает Каталина.

Психолог-консультант, семейный психолог, специалист по лечению психосоматических заболеваний Виктория Смирнова смотрит на вопрос несколько с иной стороны:

«С точки зрения психологии телесное наказание это негативное подкрепление для ускорения процесса обучения или воспитания. Формирование любого школьного навыка: чтения, письма, счета и т. д. и т. п. происходит в несколько этапов», — отмечает психолог.

Ранее судимая учительница начальных классов подожгла школу

Ребенок получает информацию от взрослого, наблюдает за тем, как задачу решает взрослый, затем несколько раз повторяет самостоятельно, пока не доведет навык до автоматизма. Иногда это происходит очень медленно, а на скорость обучения влияют особенности нервной системы ребенка, его психологическое и физическое состояние, личность педагога и сложность учебного материала, считает Смирнова.

Материала в школе много, нередко стоит вопрос в скорости освоения материала, а для этого необходим ряд подкреплений, в том числе и негативных.

«Похвала, хорошая оценка, награда относятся к положительным подкреплениям, укоряющим запоминание. Однако существует и часто используется методы отрицательного подкрепления обучения: выговор, порицание, плохая оценка. В эту же группу следует отнести телесные наказания», — рассуждает психолог.

При этом нужно развести понятия телесное наказание и издевательство, что, как мы уже говорили выше, достаточно проблематично. Виктория Смирнова оценивает телесные наказания как свод правил, где понятно, когда и за что ты можешь быть наказан.

Действуешь по правилам — избегаешь наказания. По мнению специалиста, такое понимание телесных наказаний не травматично для психики школьника, и более того, оно может облегчать усвоение пройденного материала. Однако психолог все считает, что такой вид «мотивации» не самый эффективный.

«Я бы сказала, что „розги“ в школе — это анахронизм. Он сыграл свою роль в школьной истории, с ним надо попрощаться. В противном случае, следует отказаться от всех благ цивилизации, надеть „лапти“, зажечь лучину, тогда и детей можно пороть. Современного ребенка более простимулирует другие наказания: лишение гаджетов, социальных сетей или выполнение общественно полезного труда. Только эти наказания должны быть определены четко исполнятся учителями, учащимися и родителями», — подытожила Виктория Смирнова.

********

«Как родитель, я против таких методов, ибо такого отношения в семье не выстроено. А получить физическое наказание можно из-за „плохого настроения учителя“. Вместо работы над психо-эмоциональной сферой нашего населения, у нас происходит дрессура, что имеет еще более негативные последствия для населения в принципе», — считает Ксения Габо, практикующий клинический и кризисный психолог.

********

Подведем итог: телесные наказания явно не будут способствовать улучшению дисциплины, доверительному отношению учеников и родителей к и без того хромающей системе российского образования. Чтобы претворить в реальность странные мечты некоторых высоких чиновников, нужно серьезно править законодательство, вплоть до Конституции, чтоб разрешить взрослому человеку дать шлепка маленькому негоднику. Есть такая мысль в сфере здоровых отношений с детьми: это не ребенок по-другому не понимает. Это взрослый не может по-другому разговаривать.

Ссылка на статью: https://karelinform.ru/news/2024-06-03/bit-ili-ne-bit-telesnye-nakazaniya-dlya-shkolnikov-5096410