Найти тему
PrimaMedia.ru

Кто за рыбой, кто – за драйвом: где и как можно сплавляться в Приморье

На территории Приморья протекают десятки рек, но далеко не каждая из них позволяет подходит для сплава. Покорять водные трассы можно не на любом "судне". Иногда сложность маршрута позволяет пройти его без всякой подготовки, но некоторые водные преграды могут быть крайне опасными для дилетантов. Где и как можно с экстримом провести выходные — читайте в материале ИА Primamedia.

Как рассказывают организаторы популярных среди туристов выездов на сплавы, река должна быть достаточно полноводной, чтобы нигде не застрять судном на мели. Желательно, чтобы она пролегала по фактурному рельефу, с подъёмами и спусками — так путешествие будет достаточно драйвовым. Наибольшей популярностью в Приморском крае пользуются три маршрута — по Тигровой, Партизанской и Киевке. Эта тройка имеет вторую категорию сложности — то есть пороги здесь прямые, валуны и камни некрупные и не делают прохождение слишком трудным — нештатные ситуации практически невозможны. Основное их преимущество — относительная близость. Из столицы Приморья до Тигровой ехать чуть более 100 км, до Партизанской — 200 км, до Киевки — 300. Каждый маршрут по-своему интересен. Сюда можно выбираться и с детьми — компании готовы брать от 6 лет. Сложность маршрута вполне позволяет устраивать выезд целым классом. Популярны сплавы и для корпоративного выезда.

Сплав по Тигровой недлинный, около 10 км, занимает максимум два часа, поэтому компании обычно предлагают пройти его несколько раз. Полоса препятствий здесь представлена разнообразными преградами: есть и заломы, и шиверы, пороги, прижимы. Река проходит сквозь ущелье Дарданеллы, прозванное "Щеками", можно взобраться на одну из его скал, откуда открываются завораживающие панорамы. Уровень воды в Тигровой нестабилен, максимальная глубина около 2 метров. Лучшее время для сплавов по ней — это весна, начиная с середины апреля. Летом она сильно мелеет и позволяет пуститься в путешествие только после тайфунов или просто сильных дождей, но и в этом случае у вас есть максимум четыре дня.

Прохождение Партизанской будет немного длиннее — участок около 18 км, это примерно пять часов. Здесь также есть относительно простые препятствия, крутые повороты и перекаты. По пути можно сделать остановку, а после финиша прогуляться на скалу Орёл. Эта река более полноводная: здесь сплавляться можно с апреля и вплоть до октября.

Киевка предлагает уже целый двухдневный круиз. Можно будет вплотную пройти с границей Лазовского заповедника, а также увидеть каскад Беневских водопадов или скальный комплекс "Парк драконов". Ландшафт здесь очень пёстрый: острова, мысы, сопки, скалы. Возможен отдых на пляже бухты Киевка или Тасовой. Также некоторые компании организуют проживание на мараловой ферме.

“В начале маршрута мы стараемся выехать на реку и прочистить, чтобы меньше деревьев лежало, других препятствий. Река очень кривая, поворот на повороте. Поэтому весь маршрут надо обязательно смотреть. Мы делаем специальный выезд с бензопилами, все чистим, проход, русло, растаскиваем, если где-то есть заломы, опасные участки”, — рассказывает инструктор водного туризма Дмитрий Осипчук.

Иногда за сезон приходится прочищать маршрут несколько раз. При этом река может меняться и в течение летне-осеннего периода. На её состояние влияют и осадки, и рельеф. Например, Партизанская течет через поля и легко меняет своё направление: где сегодня был проход, завтра может появиться мель и наоборот.

-2

Есть и другие, менее популярные и сложные варианты. Например, Арму, которая находится далеко на севере, в Красноармейском районе — вояж туда займёт не меньше недели. Река несложная, но населённых пунктов на близлежащей территории нет — в случае опасной ситуации оперативно получить помощь сложно. Туда, как правило, организуют осенние рыбацкие туры, собирают любителей ловли делать это вдали от цивилизации. Ездят прямо целыми клубами со знатокам клёвых мест, предоставляют снасти и всё необходимое.

Ещё есть Кема в Тернейском районе — вот это уже миссия не для новичков, третья категория сложности с элементами пятой. Есть несколько порогов, в том числе и экстремально узкие, с мощными камнями, которые просто непроходимы для рафта. Поэтому для начала стоит поднатореть, скажем, на Тигровой — пройти пару раз простой маршрут, почувствовать "воду и весло". Здесь можно сплавляться на протяжение нескольких дней, проходя по нескольку раз самые сложные и коварные места. Сюда нечасто возят коммерческих туристов — обычно по порогам здесь лавируют профессионалы, тут же они проводят соревнования. В нескольких километрах ходьбы есть водопад "Чёрный шаман" — место, рекомендованное почитателям чудес природы.

Организаторы сплавов, также рекомендуют попробовать Уссури или Арсеньевку, но эти реки долинные, без всякого намёка на экшн — для тех, кто, скорее, хочет достичь умиротворения, а не покуражиться.

Во Владивостоке есть не менее пяти компаний, которые специализируются на сплавах по рекам. Самые крупные из них — команда путешествий "Движение" и "Федерация рафтинга Приморского края". Стоимость 1-2-дневных сплавов составляет, как правило, около 4 тысяч рублей. Более длительные маршруты выйдут в более крупную сумму: Арму — до 30 тысяч, Кема — до 40. Обычно компании предоставляют всю необходимую экипировку. Единственное, что организаторы рекомендуют приобрести — это гидроботинки или гидроноски под кроссовки.

Если любителя серьезно увлекли сплавы, то от коммерческих выездов можно перейти в профессиональные спортсмены. Более продвинутые уже выезжают за пределы края и устраивают сплавы, например, на Алтае. При этом у каждого новичка есть шанс попасть в команду: нужно проходить разные маршруты и, почувствовав уверенность на воде, можно поднимать планку и пробовать участвовать в чемпионатах.

На реках Приморья для сплавов можно использовать несколько разных видов транспорта. В первую очередь это рафты — судно, которое было специально модернизировано из спасательного плота для сплавов. Также подойдут специальные пластиковые каяки, но это для индивидуального прохождения маршрута, а также катамараны — это, скорее, вариант для спортсменов.

"На чем-то другом я бы не рекомендовал сплавляться. В длинной байдарке на горной реке будет неудобно, так как здесь нестабильная глубина, на мелких местах велика вероятность опрокидывания. Иногда используют ПСН, плоты из старого фонда, списанные с судов. Это, мягко говоря, небезопасно: очень велика вероятность его проткнуть, и если дырка хорошая, то можно не успеть из него выскочить — он схлопывается.

На сапах еще сплавляются, но на них тоже достаточно сложно, опять же из-за перекатов, неожиданных мелких мест. Я видел, что ребята сплавляются, как правило, на коленях. В полный рост удержать равновесие на ряби и каких-то шиверах непросто. Скорость на реке ты не контролируешь, только на плёсах, где практически нет течения, а на мелких местах она тебя несёт сама. И если в это время ты падаешь с сапа — летишь кувырком, это очень травмоопасно. Как организатор никто не возьмётся вас везти на сапах: человека, который идёт индивидуально на своей доске невозможно контролировать, и помочь ему в случае чего, как-то предупредить сложно. На рафте же находится инструктор, которого все беспрекословно слушаются, он "понимает" воду, где надо повернуть, уйти от препятствия, где покинуть судно в случае чего", — объясняет Дмитрий.