Впервые я узнал об Анатолии Крупнове в 1988 году. 18 и 19 февраля в БКЗ Олимпийской деревни проходил фестиваль "Рок-панорама" с участием популярных коллективов, не такой представительный как предыдущие, прошедшие в 1986 и 1987 годах. Первый день был посвящён тяжёлому направлению. Играли группы Шах (SHAH), Чёрный обелиск и Тяжёлый день. К сожалению, в сети практически нет информации об этом фестивале, но я там был лично, два дня подряд.
Анатолий Крупнов родился 24 марта 1965 года в Москве. Параллельно с учёбой в средней школе № 279 имени А.Т. Твардовского занимался легкой атлетикой и учился в музыкальной школе по классу скрипки. Самостоятельно научился играть на гитаре и участвовал в ансамбле "Сверчки" при Доме пионеров.
Первую семиструнную гитару ему подарил дед, когда Анатолию исполнилось лет 12-13. Он сразу же переделал её в шестиструнку и самостоятельно научился подбирать аккорды. Ещё во время учёбы Крупнов вместе с единомышленниками сколотили школьную группу. На обычную акустическую гитару со звукоснимателями были поставлены басовые струны и получился первый "крутой" инструмент. На выпускном его пригласили в музыкальное училище, но мать Крупнова воспротивилась, так как хотела, чтобы сын стал инженером. Забыл сказать, что детскую музыкальную школу по классу скрипки он окончил на отлично.
По окончании школы Анатолий поступает в МАДИ, который, однако, не оканчивает, решая посвятить свою жизнь музыке. В это время Крупнов приступает к освоению бас-гитары, которая затем навсегда становится основным инструментом. Тогда он слушал Deep Purple, Nazareth, AC/DC, Queen, Genesis, Yes, Jethro Tull и другие популярные рок-группы 1970-х годов, оказавшие заметное влияние на его ранние песни. Но самой любимой группой, как он говорил, была Motorhead.
В конце 1984 года Крупнов начинает играть в джаз-рок-группе "Проспект", в составе которой пишет свои первые авторские рок-композиции. Постепенно раскрывающиеся лидерские качества Анатолия приводят к тому, что на базе "Проспекта" он в августе 1986 года создает новый коллектив, ориентированный на набирающую моду "тяжелую" музыкальную стилистику - группу "Черный Обелиск". Группа сразу завоевывает себе статус культового коллектива московской рок-сцены благодаря впечатляющим, ярким, эмоциональным и концептуально-мистическим сценическим действам. Название коллектива появилось после долгих колебаний из множества вариантов. По воспоминаниям Крупнова, возможно он в этот момент читал своего любимого Ремарка и в памяти всплыло название одного из его романов.
Возложив на себя функции басиста, вокалиста, основного композитора, аранжировщика и текстовика группы, Анатолий Крупнов интенсивно генерирует и воплощает творческие идеи. За два года существования "Черный Обелиск" под его руководством создает три концертные программы: "Апокалипсис" (1986), "Цветы зла" (1987) - цикл композиций на стихи Шарля Бодлера, а также "Серый святой" (1988). Каждый концерт "Черного Обелиска" - хорошо срежиссированная театральная постановка. На концертах Крупнов цитирует строчки из книги "Мастер и Маргарита" (начало песни "Абадонна" - слушать по ссылке https://m.ok.ru/music/track/42736242844718), играет на скрипке (вступление к песне "Фантастическая гравюра" - слушать по ссылке https://rus.hitmotop.com/song/67169935). Сама сцена оформлена в мрачных, готичных тонах, барабаны покрыты паутиной, а перед ними находится огромный череп, в глазах которого вращаются лазеры-прожекторы.
В апреле 1988 года "Черный Обелиск" занимает второе место на фестивале "Металлопластика" в Свердловске, а в мае становится лауреатом конкурса "Звуковая дорожка". Тем не менее, летом 1988 года на самом пике популярности группа внезапно была Крупновым расформирована. Единственной официальной студийной записью группы того времени является песня "Полночь", записанная в 1987 и вышедшая во Франции в 1989 году на сборной пластинке "De Lenine A Lennon". На песню в 1987 году был смонтирован видеоклип - для фильма "Рок вокруг Кремля" ("Rock Around The Kremlin"). См. по ссылке https://yandex.ru/video/preview/4194172658650562694.
В августе 1988 года, после двух лет игры в основанном им же коллективе "Черный Обелиск", Анатолий Крупнов совершает неожиданный шаг: в одночасье переходит на контрактную работу в один из наиболее профессиональных российских "тяжелых" составов - трио "Shah" ("Шах"). Перед первым в СССР трэш-металлическим коллективом лежали громадные по тем временам перспективы - зарубежные гастроли и запись альбома в Западной Германии. Свой первый концерт в составе "Shah" Крупнов играет 3 августа 1988 года на Малой спортивной арене "Лужников", а затем отправляется с группой на гастроли в Венгрию.
Поскольку скоростная музыка "Shah" требовала принципиально иного исполнительского уровня, Анатолий Крупнов оставляет функции фронтмена и автора песен, перенаправляя свои лидерские амбиции в новое русло - более серьезное освоение бас-гитары и оттачивание технического мастерства. Совмещая интенсивные репетиции с каждодневными многочасовыми занятиями на инструменте, Анатолий Крупнов в кратчайший период совершает серьезный качественный скачок в игре.
В ноябре 1988 года "Shah" отправляется в Мюнхен на студию RedLine для записи своей дебютной пластинки. За неделю до поездки Крупнов ломает кисть и пальцы на правой руке, однако, не отменяет своего участия в студийных сессиях и со сломанной рукой, превозмогая боль, записывает все бас-гитарные партии альбома. С 12 по 29 ноября 1988 года, живя в студии и работая по десять часов в сутки, "Shah" записывает альбом, получивший название "Beware".
В мае 1989 года лейблом Atom H пластинка "Beware" выпускается в продажу на европейский музыкальный рынок и собирает положительные рецензии в специализированной западной прессе (например, журнал Metal Hammer поставил ей 5,3 балла). "Shah" подписывает контракт с немецкой компанией "Major Records International", группа проводит концертные телевизионные съемки в программе Mosh Special и промопоездки по Германии (см. видео выступления "Shah" в Мюнхене в 1988 году по ссылке https://yandex.ru/video/preview/7485159744074864010). Также снимается видеоклип на песню "Save The Human Race" (см. по ссылке https://yandex.ru/video/preview/17092213621136009431).
Вернувшись домой в СССР, "Shah" переходит в Центр Стаса Намина и начинает работу над вторым альбомом в студии SNC. В это время лидер коллектива Антон Гарсия начинает пробовать свои силы в иных музыкальных течениях и, переключившись на сольное творчество, откладывает в сторону "металлические" стремления, создав студийный арт-рок-проект "Anton Garcia Grand Orchestra". Летом 1990 года Анатолий Крупнов записывает партии баса для нескольких композиций этого проекта, которые так и остаются неизданными, после чего из-за общего концертного и студийного простоя в деятельности "Shah" принимает решение покинуть состав. О своем уходе Крупнов заранее информирует участников группы, продолжая репетировать и ездить на гастроли, а найдя себе на замену молодого бас-гитариста Алексея Овчинникова, полностью разучивает с ним программу "Shah". Кстати, во время своих гастролей в СССР группа "Scorpions" в 1991 году посетила студию SNC, где зарубежных музыкантов познакомили с творчеством "Shah" (см. видео по ссылке https://my.mail.ru/mail/alex-enm/video/3585/537637.html.
В августе 1990 года Анатолий Крупнов воссоздаёт свой коллектив "Черный Обелиск", в новой музыке которого реализует накопленные за два года сессионной игры в "Shah" музыкальные идеи и технические наработки. Первые репетиции "Обелиска" проходили на репетиционной базе на Смольной. Первый концерт возрожденная группа играет в рамках фестиваля "Железный марш" 23 сентября 1990 года в ДК "Крылья Советов". В 1990 году "Черный Обелиск" на своей репетиционной базе делает пробную запись трех новых песен - мини-альбом, распространявшийся под названием "Жизнь после смерти". Интересно, что частично идеи, задействованные Крупновым в новой музыке "Обелиска", первоначально были музыкальными темами для второго альбома группы "Shah" (например, припев песни "Стена" и композиция "We Got Enough").
Вскоре после гибели барабанщика группы Сергея Комарова (ему было 26, когда он погиб), Анатолий Крупнов принимает крещение в православной церкви, на Чистых прудах (её ещё называют "Меншикова башня"). Весной 1991 года выходит первый полноценный магнитофонный альбом "Черного обелиска" - "Стена", на котором впервые в полной мере проявился и раскрылся талант Анатолия Крупнова как бас-гитариста, завоевавшего репутацию одного из лучших в стране. Первоначально "Стена" планировалась к изданию на виниле, однако, в результате вышли лишь две композиции ("Стена" и "Аве, Цезарь") - в 1992 году на двойном сборном альбоме "Monsters of Rock USSR". Альбом "Стена" позволили группе выйти в первый эшелон отечественной тяжёлой музыки.
Группа начинает сотрудничать с компанией Бориса Зосимова BIZ Enterprises и участвует в масштабных стадионных фестивалях "Монстры рока СССР" (см. видео с фестиваля "Монстры рока" по ссылке https://yandex.ru/video/preview/4443495171631513903). Снимаются видеоклипы на песни "Стена" и "We Gоt Enough". Осенью 1991 года "Черный Обелиск" записывает англоязычное демо из восьми композиций под названием "One More Day". Запись была сделана по предложению компании BIZ Enterprises с целью демонстрации её западным продюсерам (лишь две композиции в 1993 году были изданы на CD "Monsters Of Rock USSR" - "City On Fire" и "Another Day"), но несмотря на проявленный некоторыми компаниями интерес, продолжения не последовало. В мае 1992 года "Черный Обелиск" участвует в масштабном турне "Монстры рока по руинам Империи Зла" совместно с группой "Sepultura" и коллективами "Shah", "Мастер" и "E.S.T." на "разогреве". Во всех концертах турне "Черный Обелиск" работает хэдлайнером саппорт-составов.
Музыкальный материал демо "One More Day" послужил основой для русскоязычного альбома "Еще один день", вышедшего летом 1992 года. Семь песен этого альбома (одна из англоязычных композиций в него не вошла) демонстрировали новое, ставшее впоследствии фирменным, звучание команды. В целом, настроение альбома как нельзя лучше характеризует термин самого Анатолия Крупнова - "веселая злость". Эта запись стала первым альбомом "Черного Обелиска", выпущенным на виниловой пластинке. Осенью 1992 года в ДК Горбунов группа проводит презентацию этого альбома (см. видео по ссылке https://yandex.ru/video/preview/12169630437216699719). Дата концерта 13 ноября выпадала на пятницу, и недолго думая, его так и назвали: "Пятница 13". В 1992 году снимаются видеоклипы на песни "Дорога в никуда", "Убей их всех", "День прошел, а ты все жив". А на фестивале Zarraza производится видеосъемка на композицию "Серый святой" с предыдущего альбома "Стена".
В начале 1993 года "Черный Обелиск" засаживается в студию BIZ Enterprises и в период с 17 января по 7 февраля делает пробную запись очередного материала. Данная демо-лента, получившая название "96 % + 415", содержала восемь новых вещей. Параллельно группа ведет достаточно активную гастрольную деятельность и, среди прочего, принимает участие в двух больших концертах - играет "на разогреве" у "Accept" (10 мая) и "Faith No More" (14 июня).
Несмотря на все предыдущие достижения и найденный новый оригинальный саунд "Черного Oбелиска", Крупнов решает не останавливаться в своих музыкальных исканиях. Осенью 1993 года он присоединяется к проекту Гарика Сукачёва, получившему позже название "Неприкасаемые". Этот коллектив, первоначально собранный лишь для трех концертов в Калининграде (запись с которых была выпущена на CD в 1995 году под названием "Между водой и огнем"), получил в итоге мощное развитие - в немалой степени благодаря сильному промоушену и "звездному" составу, собранному Сукачевым.
Отодвинув деятельность "Черного Обелиска" на второй план, Анатолий Крупнов переключается на активную работу с "Неприкасаемыми", с которыми, в итоге, записывает два ставших "классическими" альбома: "Брёл, брёл, брёл" (1994) и "Неприкасаемые, часть 2" (1995). Сотрудничество Крупнова с этим коллективом продлилось до второй половины 1996 года. В этот период группа участвовала в Московском международном рок-фестивале "Европа-плюс" на стадионе "Динамо" на одной сцене с Deep Purple и Status Quo в июне 1996 года (см. выступление группы на фестивале по ссылке https://yandex.ru/video/preview/13953688294088150130).
Осенью 1993 года Анатолий работает и с группой "ДДТ" над песнями для альбома "Это всё...". Он получает предложение стать бас-гитаристом и аранжировщиком группы, приезжает на репетиции в Санкт-Петербург и делает аранжировки четырёх песен: "Духи", "Белая река", "Глазища", "Российское танго". Однако в итоге Крупнов принимает решение остаться в Москве, уделяя внимание своим собственным проектам.
В мае 1994 года после долгого перерыва "Черный Обелиск" засаживается в студию и приступает к записи одновременно двух альбомов, которые в результате издаются на CD. Первый диск представлял собой ремейк магнитоальбома "Стена" 1991 года. Но перезаписанный на нём материал был представлен в другом трек-листе и в новых, значительно отличающихся от исходных, аранжировках.
Второй диск "Я остаюсь" содержал семь доработанных вещей с демо-ленты "96 % + 415", к которым было добавлено пять новых песен. Этот диск - самая неоднозначная и разношерстная студийная работа группы, характеризующаяся отсутствием единой концепции. Наряду с серьезными текстовыми и музыкальными идеями на альбоме присутствуют и стебовые, ранее несвойственные для коллектива вещи: "Про любовь", "Алкарель", "Девятая песня". В то же время, диск содержит и ряд очень сильных номеров: "Я остаюсь", "Седьмая песня", "96 % + 415", "Дом желтого сна (часть 2)". Слушать по ссылке https://yandex.ru/video/preview/17575227931249217456.
Одновременно с выходом альбомов "Стена" и "Я остаюсь" осенью 1994 года на CD переиздается пластинка "Еще один день", а на кассетах выпускается двойной ретроспективный альбом концертных записей "Черного Обелиска" "Память о прошлом". Снимаются видеоклипы на композиции "Пятая песня" и "Дом желтого сна", ради съемок в котором Анатолий Крупнов состригает свои длинные волосы "под ноль". См. официальное видео по ссылке https://yandex.ru/video/preview/10162899767636678844.
В 1994 году у Анатолия Крупнова зарождается идея создания акустического сольного альбома вне рамок музыкальной стилистики "Черного Обелиска". Проект получает рабочее название "Крупский и компания", и Крупнов с коллегами приступает к репетициям нового материала. Весной 1995 года производится студийная запись, однако, Крупнов остается недоволен качеством музыкальной реализации и принимает решение отложить работу в сторону (идею сольного альбома он воплотит позже с другими музыкантами в проекте под названием "Крупский сотоварищи").
В 1995 году, параллельно с работой над проектом "Крупский и компания", "Черный Обелиск" перезаписывает семь своих ранних композиций периода 1986-1988 годов. Идея этого студийного проекта заключалась в том, чтобы к 10-летию группы перезаписать старые песни (до того существовавшие лишь в виде концертных вариантов) в максимально приближенном к оригиналу виде, но с хорошим звуком. Изменения в аранжировках были принципиально минимальными. Данный альбом, названный просто "1986-1988", был издан в 1995 году на компакт-кассетах.
Из-за внутренних противоречий к концу 1995 года музыкальные сотоварищи Анатолия Крупнова в полном составе покидают "Черный Обелиск". Крупнов не сдается и набирает новых музыкантов - к нему присоединяются гитарист Дмитрий Варшавчик и барабанщик Александр Митрофанов. В таком составе, в качестве трио, обновленный коллектив празднует свое десятилетие. Стилистика группы смещается в сторону фанк-рока. В мае 1996 года музыканты записывают свою обработку песни "Жираф" Владимира Высоцкого для сборника "Странные скачки" (слушать по ссылке https://yandex.ru/video/preview/13479352211473381994).
30 августа 1996 года "Черный Обелиск" выступает на 2-м Байк-шоу. Коллектив играет концерты по клубам и на выезде. Параллельно в 1996 году Крупнов работает над реализацией своего сольного студийного проекта "Крупский сотоварищи". Были у Крупнова и другие проекты, в которых он участвовал. 10 апреля 1995 года Анатолий Крупнов записывает акапельную обработку песни "Плещут холодные волны" (слушать по ссылке https://yandex.ru/video/preview/4798131614730934810. А в 1996 году делает аранжировку и пишет партию бас-гитары для варианта песни "И кто его знает" в исполнении Людмилы Гурченко. Обе эти композиции можно найти на CD-сборнике "Митьковские песни" 1996 года.
В мае 1996 года совместно с музыкантами "Черный Обелиска" и вокалистом группы "Ван Моо" Сергеем Савиным Анатолий записывает рэп-фанк-композицию "Белый танец", в которой сочетает на бас-гитаре технические приемы слэп и тэппинг (см. видео по ссылке https://yandex.ru/video/preview/1325591739477199332). Осенью 1996 года Анатолий Крупнов играет несколько концертов с группой "Воскресение" (которую называл в числе одной из своих любимых), замещая на бас-гитаре Евгения Маргулиса. Также в 1996 году Крупнов объявляет о том, что пишет книгу "Размышления пожилого мальчика".
Был у Крупнова и опыт актёрской деятельности. В 1995 году Анатолий Крупнов играл в спектакле по пьесе Патрика Зюскинда "Контрабас", в театре им. Рубена Симонова. В качестве киноактера он снялся в двух художественных фильмах: "Научная секция пилотов" 1996 года, режиссёра Андрей И (см. фрагменты по ссылке https://yandex.ru/video/preview/1306194189974594344) и в эпизоде фильма "Право на выбор" режиссёра Евгения Митрофанова, который вышел только в 2000 году. Также Анатолия Крупнова можно увидеть в видеоклипах групп "Колибри" - "Волна" (1995) и "Квартал" - "На последнем этаже" (1998).
Как и некоторые творческие личности, Анатолий Крупнов имел проблемы с алкоголем, и в своих творческих поисках экспериментировал с психотропными веществами, принимая тяжелые наркотики - героин, кокаин, метадон - и можно сказать, что дошел до самого донышка. В 1996 году, полностью пройдя реабилитационный курс лечения от наркотической зависимости, Крупнов начинает вести антинаркотическую радиопередачу на М-Радио. В декабре 1996 года "Черный Обелиск" приступает к записи нового альбома, одним из рабочих вариантов названия которого был "Три товарища" (отсыл к книгам Эриха-Марии Ремарка). Однако, 27 февраля 1997 года на музыкальной студии "Турне" Анатолий Крупнов скоропостижно умирает от сердечного приступа. Чуть меньше месяца он не дожил до своего 32-го дня рождения… .
Последнее телеинтервью Крупнова - передача "Акулы пера", записанная 9 февраля 1997 года и вышедшая в эфир уже после его смерти. В этой программе, снятой за восемнадцать дней до его кончины, Анатолий произносит страшную по своей пророческой силе фразу: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". См. видео передачи по ссылке https://yandex.ru/video/preview/10468726640204098230. Незадолго до смерти Анатолий активно общался с православным священником, исповедовался и причащался. Анатолий Крупнов похоронен на Введенском кладбище Москвы.
Уже после смерти Анатолия увидел свет его сольный, записанный в 1996 году, альбом "Крупский сотоварищи" - "Чужие песни и несколько своих", - это тот самый проект, который Крупнов первоначально пытался реализовать под рабочим названием "Крупский и компания". Диск состоит из акустических переработок нескольких песен, исполнявшихся Крупновым ещё в группе "Черный Обелиск" ("Я остаюсь", "Игрок", "Про любовь", "Аве, Цезарь", "Пельменная"), кавер-версий западных исполнителей ("Dance Me To The End Of Love" Леонарда Коэна и "Soli" Адриано Челентано), обработок песен Александра Мирзаяна ("Долго будем ожидать" и "Танго"), а также двух ранее неизвестных композиций "Вальс" и "Дорожная".
В 2000 году, спустя три года после смерти Крупнова, выходит двойной памятный CD "Анатолий Крупнов / Postальбом", дописанный музыкантами последнего состава "Черного Обелиска" Дмитрием Варшавчиком и Александром Митрофановым. Первый диск представлял собой песни, которые Крупнов, так или иначе, но успел записать. А второй содержал написанные, но незаписанные им композиции, спетые его товарищами: Гариком Сукачёвым, Александром Ф.Скляром), Константином Кинчевым, Жаном Сагадеевым и другими.
Про личную жизнь совсем немного . В 18 лет Анатолий Крупнов женился на Марии Хелминской. Брак длился до 1991 года. Жена подарила супругу двоих детей: Владимира (1985) и Петра (1990). Никто из них не пошел по стопам отца. Лишь однажды Владимир вышел на сцену с микрофоном на концерте 15-летия группы "Черный Обелиск" в ДК Горбунова, чтобы спеть фрагмент песни "Ещё один день" в память об отце. После развода с первой женой музыкант 6 лет, вплоть до ухода из жизни, состоял в гражданских отношениях с Алиной Волокитиной. Сегодня она известна как продюсер, сценарист и режиссёр.
В 2017 году эксперты и организаторы 10-й юбилейной ежегодной национальной премии "Чартова Дюжина" (Наше Радио) почтили память Анатолия Крупнова, который ушёл из жизни 20 лет назад, званием "Легенда". Награду получил сын музыканта Владимир Крупнов из рук ведущих НАШЕго Радио и легенды рока Гарика Сукачёва.
В 2019 году вышел документальный фильм о жизни и творческом пути Анатолия Крупнова. Режиссёр - Дарья Иванкова. Продюсеры - Дмитрий Якунин, Филипп Абрютин, Ольга Филонова. См. фильм по ссылке https://yandex.ru/video/preview/7630174544898728021. После смерти Анатолия Крупнова стало очевидно, что группа "Черный Обелиск" навсегда прекратила свое существование - ещё сам Крупнов в 1994 году, отвечая на вопрос: "Каково, на твой взгляд, будущее "Черного Обелиска"?», ответил: "Такое же, как и мое". Тем не менее, в 2000 году несколько бывших участников квартета решили реорганизоваться и возобновить деятельность под именем "Чёрный обелиск". Репертуар группы состоит как из новых композиций, так и песен Анатолия Крупнова. В заключение ещё несколько фотографий легенды.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.