Это был как Гром среди ясного неба! В преддверии выхода на экраны фильма «Майор Гром: Игра» - новой части о похождениях дерзкого и резкого питерского полицейского - будет разумной идеей вспомнить первый фильм 2021 года и немного покопаться в нем, чтобы ответить на вопрос, можно ли считать «Чумного доктора» ренессансом в таком необычном для России жанре, как супергеройское кино?
«Майор Гром: Чумной Доктор» - это экранизация серии комиксов BUBBLE о полицейском Игоре Громе, чьи методы работы разительно отличаются от общепринятых в полицейском участке. Он более груб, суров и работает один: ну все по заветам и канонам классических бравых героев.
До Грома у нас толком не снимали внятных и адекватных фильмов о сверхлюдях в трико; если напрячь извилины, можно вспомнить какую-нибудь «Черную молнию» или, упаси господь, «Защитников». Однако в 2017 году на YouTube вышла короткометражка как раз про нашего знаменитого поедателя шаверм. Вылизанный и косо поглядывающий на Голливуд, этот эксперимент, тем не менее, понравился аудитории (включая меня), и народ попросил добавки. Вкратце говоря о коротком метре, он прикольный и смотрится легко; отдельное спасибо композитору Роману Селиверстову за цепляющие и запоминающиеся аудиодорожки, которые бодро дополняют экшен.
4 года спустя зрители получили то, что долго ждали, скрестив пальцы - полноценный киновзгляд на полюбившегося ворчуна в стильной коричневой кепке. Фильм долго варился в производственном аду, однако все звезды сошлись и проект, по итогу, более, чем удался. Через пару месяцев после выхода фильма он даже взлетел в топы по просторам на…Netflix, вот это неожиданно!
Режиссер Олег Трофим, который до этого поставил охладительно хороший «Лед», вместе с Владимиром Бесединым, ответственным за короткометражку, и самой командой BUBBLE Comics, что тщательно курировала фильм, смог красиво и даже как-то комиксоидно передать антураж мрачного, но по-своему очаровательного Петербурга и его обитателей. С точки зрения съемки, фильм великолепен, и у меня к нему нет ни единой придирки. Ракурсы, пролеты, цветокоррекция и контрастность - все выглядит впечатляюще и в этом плане точно двигает российское кино вперед. Да, со стороны город в общих чертах может напоминать Готэм, но все же родного, славянского шарма у него точно не отнять.
Сам Игорь и его окружение - это приятные ребята с разными, я бы даже сказал, биполярными архетипами. Гром в исполнении Тихона Жизневского (до релиза этот кастинг казался специфическим, но в образ Тихон влился вполне неплохо) передает все характеристики персонажа из комиксов: он все такой же не самый позитивный и не очень общительный одиночка, и по мере сюжета он все же проникается к своим компаньонам и постепенно усмиряет свое раздутое эго, поняв, что напарники ему нужны и дороги.
Любовь Аксенова в роли Юлии Пчелкины, словно пчелка (каламбур внеземного уровня) летает вокруг героя и, аллилуйя, выступает в качестве важной личности, играя значимую роль в сюжете, а не просто маячит на фоне как объект любовного вожделения протагониста.
Алексей Маклаков, он же Федор Прокопенко, тоже показан как обаятельный и мудрый герой: этакий начальник, наставник и, по совместительству, близкий друг Грома, что всегда с ухмылкой на лице подбодрит добрым словом. Вообще там еще Александр Сетейкин играет Дмитрия Дубина - что-то вроде комик-релифа и правой руки Игоря, но если честно, этот болванчик (не актер, если что) нередко так подбешивает, так что опустим его.
Впечатляет также и злодей - наш рыжий и ужасный Сергей Горошко, a.k.a. Сергей Разумовский, что харизмой и оскалом стал чуть ли не маскотом фильма и самого издательства BUBBLE. Его предыстория банальна и разгадать сюжетный поворот не очень сложно, но все равно это интересный и хотя бы на базовом уровне проработанный антагонист, которому получается даже сопереживать.
Самый крупный недостаток фильма - это его вторичность и оглядки на пресловутую голливудскую квоту по созданию супергеройских боевиков. Сам каркас истории становления Грома, его объединение с друзяшками и расправа с негодяем не привносят в жанр ничего нового, и вы определенно видели нечто подобное в других схожих лентах.
Однако за счет шикарного визуала, приятных актеров, уместного и работающего юмора и того факта, что это первая попытка в РФ снять блокбастер уровня Marvel или DC, общее впечатление положительное, и после фильма выходишь из кино с приятным послевкусием. И да, за неимением большего, это на данный момент лучшее супергеройское кино из России. Лента давит на нужные точки своей моралью и мыслями о необходимых переменах, причем делая это настолько, что многие обвинили его в пропаганде, хотя это уже, будем честны, перебор. Ну да, злободневность здесь присутствует, но с пеной у рта доказывать, что фильм - сплошная социальная повестка точно не стоит. Так можно в чем угодно найти намек на агрессию, развязывание очага войны или восстаний и так далее, если сильно захотеть.
У проекта существует, кстати, приквел с подзаголовком «Трудное детство», которое раскрывает предысторию Грома в лихих 90-х. Это не шедевр, но удовольствие от него можно точно получить, на разовый уютный просмотр подходит идеально.
А еще не забудем упомянуть аркадную игру «Погоня» в громовской вселенной, хоть игрушка эта, к сожалению, очень скучная и не цепляет.
Сейчас же остается лишь ждать «Игру», и надеюсь, что создатели не растеряли хватку с огнем в глазах и представят достойное взрывное продолжение.