В последние годы в Грузии многое изменилось. Страна открылась после пандемии, потом столкнулась с необычайным количеством русскоязычных мигрантов, вынуждена была реагировать на мировые процессы... Стало по-другому. Будто улетел с нее налет доброжелательности и гостеприимства.
Что особенно возмутило нас с сестрой во время поездки в Тбилиси весной 2024 года?
1. Цены для туристов в 2 раза выше.
С недавнего времени цены музеев, выставок, природных и прочих объектов в стране для иностранцев изменились. А именно, они стали ровно в 2 раза выше в сравнении с ценами для местных. Пример. Художественный музей в центре Тбилиси стоит 10 лари (4 доллара) для грузина и 20 лари (8 долларов) для иностранца.
Я просто удивилась. А сестра возмутилась и стала рассуждать, что нигде в нормальных странах такого нету. Даже в нашей родной Беларуси цены в Национальный художественный музей одинаковые для всех посетителей. Только для студентов и школьников дешевле.
2.В крупных культурных заведениях нет возможности заплатить наличными.
Да, такое бывает. Уж не знаю, по какой причине. В Художественном музее предложили заплатить карточкой. И только. Если есть (чудом) нужная сумма без сдачи, можно с помощью сотрудника заплатить через терминал. Но, с учетом стоимости и несколько хамского поведения персонала, мы решили туда не идти.
3.Сервис не соответствует ценам.
Вот представьте: вы - иностранец, решили посетить чуть ли не главный музей страны, с вас взяли в 2 раза больше, чем с местного. Что вы ожидаете получить? Конечно, хорошую полную экспозицию, вежливое отношение и удобство во всем, персонал, который поможет разобраться с какими-то возникающими вопросами... Но ничего из этого в музеях Тбилиси вы не получите. Там просто возьмут с вас в 2 раза больше и ничего за это не предложат. На русском разговаривать откажутся, а английского не знают. Это, на секундочку, в музее, где само собой большой поток иностранцев - это норма.
Так же сестру не предупредили, что большая часть экспозиции уехала в путешествие. Т.е. по сути продали билет по двойному тарифу, предложив 30% от того, что должны.
4.Отказ говорить на русском, хамство.
Кто-то русскоговорящий сталкивался с таким, кто-то - нет. Я сама живу в небольшом грузинском городке. И там в целом ко мне хорошее отношение. В Тбилиси я такого не почувствовала. Конечно, большинство персонала вежливо общаются, доброжелательно. Но запоминаются же именно те, кто был в чем-то груб, хамоват.
С чем мы столкнулись? С отказом в музее разговаривать на русском. При том, что кассир как только услышала нашу речь, отказалась с нами разговаривать в целом и перестала реагировать на вопросы. Была довольно странная картина. Хорошо, подключился молодой парень, который помог на английском быстро разобраться.
Такого рода случаи бывали со знакомыми. Кого-то в баре отказались обслужить, кого-то игнорировали в магазине.
Да, многое можно понять. Но Грузия в целом и Тбилиси в частности - туристические места. Туризм в стране - один из основных источников заработка. И можно ли так относиться к туристам? Как вы думаете?