Обо всем этом «Краснодарские известия» узнали, посетив выставку историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына «Святыни земли кубанской», на которой представлено более 400 экспонатов из коллекций «Живопись», «Ткани», «Металл», «Фотографии», «Редкая книга».
Кубань — «Маленький Иерусалим». Фелицынский музей — островок в мире истории и археологии, который ведет кропотливую работу по сохранению культурного наследия не только Кубани, но и шире, всей России. Большую часть коллекции музейного фонда занимают экспонаты, посвященные христианской тематике. И это объяснимо: православная вера занимает первое место в системе ценностей кубанского казачества.
На протяжении многих веков она оказывала огромное влияние на общественно-политические, социальные и культурные аспекты жизни русского общества. И Кубань не исключение. Один из лидеров Белого движения, возглавивший в 1918 году вооруженные силы Юга России, Антон Деникин в своих воспоминаниях называл наш край «Маленьким Иерусалимом», поскольку на этой земле возвышается множество церквей, а главное — здесь живут верующие люди, не понаслышке знающие об одном из ключевых принципов православия: соборности.
Их отношение к религии выражалось и в паломничестве. До 1821 года людей, рискнувших во имя веры отправиться в нелегкое путешествие, насчитывалось до 200 человек в год, в начале 1840-х гг. — до 400, к 1858 году уже до 800, а с развитием ж/д путей и пароходства — тысячи. Они шли на опасный Восток, подчиненный иноверцам, а сам путь пролегал через Турцию, где еще сохранялось рабовладение. На одной из витрин видим фотографии кубанских паломников, преимущественно женщин. Нищета, внешняя хрупкость, страх — религия оставалась превыше всего этого.
На выставке представлены как иконы, созданные кубанскими иконописцами, так и привезенные из других губерний Российской империи. В их числе Спас Нерукотворный.
Сюжет этой иконы удивителен. Рядом с городскими вратами здесь изображены предстоящие святые — преподобная Мария Египетская и святой Диомид. Они написаны в медальоне и никак не связаны с традиционным повествованием о чудесах, происходивших от образа Спаса Нерукотворного. Эта отличительная деталь указывает на тот факт, что икона могла быть написана для церкви с изображением святых небесных покровителей вкладчиков иконы. А в правом медальоне иконы помещено изображение чудесного явления Нерукотворного образа св. Веронике. Иконографический сюжет обусловлен влиянием западного церковного искусства, для православной же иконописи он является поздним заимствованием, — рассказывает научный сотрудник отдела истории и этнографии Евгений Подвальнов.
Пастельные тона и отголоски эпох
Кубанская школа иконописи отличается от школ других регионов. Ей присущи пастельные тона, отголоски предшествующих эпох, к примеру, переселение на эти земли запорожских казаков и т.д., — все это отражено в работах.
Видим предметы, которые служат лейтмотивом всей нашей выставки — икона Божией Матери и икона Христа «Пантократор». Далее образ, разделенный горизонтально на три регистра, расположенных друг над другом, — такой формат не характерен для русского иконописания сюжетов. А вот в новгородской школе он пользовался популярностью. Яркий пример — икона «Битва суздальцев с новгородцами», — продолжает экскурсовод.
Неподалеку — изображение апостолов Петра и Павла. Святой Петр до встречи с Христом носил имя Симон. Он был старшим братом апостола Андрея Первозванного, вместе с которым они ловили рыбу на Галилейском озере. В ту ночь они много, но безуспешно трудились и очень устали. Но Спаситель приказал Петру вновь закинуть сети, тот послушался и получил богатый улов. Услышав слова Спасителя: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», братья все оставили и пошли за ним, став первыми из призванных апостолов.
От света до длины бороды
Далее представлены образы, приближенные к каноническим описаниям — в них соблюдены все нюансы, начиная от света до длины бороды. Например, деревянная икона, связанная с распятием Христа, или реконструкция сюжета, в котором Иисуса, завернутого в плащаницу, снимают с распятия.
На выставке «Святыни земли кубанской» впервые представлены богослужебные книги, икона святого Георгия Победоносца из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, а также ранее не выставлявшиеся хромолитографии монастырей и пустыней Кубанской области, датируемые началом ХХ столетия, литографии художника О.М. Гаврилова с изображением храмов и церквей, построенных казаками в XIX веке.
Большинство образов Богоматери, которые можно увидеть в православных храмах и домашних иконостасах, имеют довольно лаконичный сюжет: младенец Иисус восседает на коленях Царицы Небесной — разнятся лишь детали. Однако существуют иконы Божией Матери, имеющие куда более сложный и символичный сюжет. Одна из них называется иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».
На Руси она быстро обрела популярность из-за своего «противопожарного» эффекта: дома наших предков были деревянными и часто страдали от пожаров. Порой выгорали целые города. Жители верили, что этот образ охранял от пожаров, — делится научный сотрудник отдела истории и этнографии.
Первым делом — храм
Работу нового выставочного проекта благословил настоятель храма Рождества Христова протоиерей Александр Игнатов, тем самым дав дозволение и благое напутствие всему коллективу музея:
Убежден, каждый, кто посетит эту выставку, унесет в душе и сердце мир и благодать. Тот факт, что Иисус Христос победил зло добром, должен придать нам сил в это непростое время.
Кстати, первый храм на территории Кубани — Покрова Пресвятой Богородицы — построен казаками в конце XVIII века в станице Тамань, сразу же после их переселения на Кубань. Сами казаки жили тогда в землянках, но свои силы отдавали на возведение церкви, а не собственного жилища. Строительных материалов не было, а потому приняли решение разобрать турецкую военную крепость. Новую церковь построили из камня разрушенного сооружения, с железной крышей, баней и каменной оградой с бойницами и колокольней на столбах.
Все мы знаем Кубань как житницу России. Но так было не всегда. Казаки, переехав сюда, с помощью божьей благодати, кровью и потом создали ту благодатную землю, которую мы видим сегодня. Ни одна выставка музея им. Фелицына не обходится без сотрудничества с Кубанским казачьим войском. Наши ребята сейчас в составе трех отрядов «Барс» — 1,11 и 16 — защищают целостность нашего государства на передовой. Около 8000 казаков выполнили и продолжают выполнять свой долг. Более 1800 из них удостоено наградами разного уровня, — сказал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Максим Медянников.
Вера объединяет
Завершает выставку икона «Богоматерь «Знамение» — чудотворный образ, спасший в 1170 году Новгород от разорения. Она примечательна тем, что над ней работал не один мастер, а, как бы выразились древнерусские люди, целая иконописная дружина. Эскиз рисовал один человек, а краски наносил другой. Видна фактура, разные тона и оттенки красок — это свидетельствует о высоком уровне мастерства.
К слову, икона «Битва суздальцев с новгородцами», о ней упоминалось выше, иллюстрирует чудо, которое по легенде сотворила «Богоматерь «Знамение». Своего рода икона об иконе. В начале 1170 года Новгород атаковали войска нескольких князей под командованием сына Андрея Боголюбского Мстислава Суздальского. Новгородцы готовились к обороне. Слева в верхнем регистре архиепископ Иоанн в окружении народа выносит из храма чудотворный образ и молится ему, а справа икону переносят на стену защитного острога. В центре среднего регистра — безрезультатные переговоры с суздальцами. Слева — приготовившиеся к битве новгородцы и икона на стене острога, а справа подошедшее войско пускает стрелы. В нижнем регистре —
изображение самого сражения.
В начале прошлого столетия к власти пришли большевики, и стартовала антирелигиозная кампания. В Москве взорвали храм Христа Спасителя, на Кубани из собора Александра Невского соорудили музей атеизма, а к 1 мая 1932 года окончательно разрушили здание. История помнит бесчинства по отношению к священникам — во время Гражданской войны за отказ уйти со службы и предать свою веру им грозила смерть. Но вера в сердцах людей сохранилась. В 1943-м по отношению к ней произошли послабления —об этом свидетельствует головной убор священников: вместо традиционной христианской звезды на нем изображена советская. Примирение между советской властью и церковью состоялось в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Вера во все времена объединяла народ. Так было, есть и будет, — заключает Евгений Подвальнов.
Кстати, 18 мая в Краснодаре прошла акция «Ночь музеев-2024». Делимся подробностями.