Кандидат сельхознаук Октябрина Ганичкина - большая подруга газеты "Жизнь". Несколько лет назад она дала нам большое интервью для печатной версии. Со временем многие фразы Октябрины стали мемами. По просьбе наших читателей мы публикуем его снова...
Ее называют царицей садов и огородов, но при этом вместо державы и скипетра в ее руках очень часто можно увидеть лейку и тяпку. В гостях у "Жизни" побывала Октябрина Ганичкина.
ЧАСТЬ 2
- Муж вас поддержал и в колхозе?
- Да. У нас всегда было так: куда я, туда и он. Если бы не Володя, я бы все бросила и в колхозе не осталась. Он меня успокоил, и я потихоньку научилась, как себя вести. Мы очень сдружились с работницами. Они стали мне подчиняться. Мне дали огромный мотоцикл "Урал" с коляской. Я на нем гоняла из деревни в деревню.
- Вы сами мотоцикл попросили?
- Когда я пришла в колхоз, мне сначала дали лошадь. А я ни разу до этого не то что верхом не ездила, даже лошадь не видела. И конюх надо мной пошутил. Говорит, конь - буян и, чтобы он слушался, ему надо по утрам чистить зубы. Я домой прихожу, чуть не реву и мужу жалуюсь: "Лошадь дали, зубы ей теперь чистить надо. Где пасту искать, щетку, и вообще я ее боюсь!" Муж посмеялся и все мне объяснил. В общем, на лошади я ездила год, и потом директор меня пожалел, выдал мотоцикл.
- "Урал" - это же такая махина, как вы с ней управлялись?
- Ой, я гоняла на нем! Так быстро ездила, что директор заставил механиков поставить на нем ограничитель скорости, чтобы я больше 60 км/ч не разгонялась. Я лихачка была страшная. Все время на ухабах теряла выхлопную трубу. Я так надоела этим ребятам в мастерской, что они по шкафам от меня прятались. Со мной никто не рисковал ездить, кроме мужа. Смешная история случилась, когда я только училась мотоцикл водить. Когда я уже умела ездить на второй скорости, решила поехать по делам. К нам в колхоз приехали корреспонденты. Встретились мы с журналистами, они обрадовались такому молодому агроному и попросили им показать поле с кукурузой. Я и предложила их подвезти. Один сел в люльку, второй позади меня. Едем, они на поле любуются. Тут надо с горки спускаться, и у меня включилась нейтральная скорость - и мотоцикл побежал. Я испугалась и думаю: "Что делать? Надо выпрыгивать!" И выпрыгнула, а мотоцикл с корреспондентами укатил в кювет. Если бы они пожаловались директору, меня бы точно уволили, но они меня пожалели и даже в статье написали, как молодой агроном своими нежными ручками вела мотоцикл "Урал". Мне потом даже премию дали! А когда я уже увольняться собиралась, сбила милиционера. Увидела, что стоит гаишник, и нажала на газ! Я же без прав ездила. Не знаю как, но я его задела люлькой. Оглянулась - сидит на земле. И решила: раз не лежит, значит, живой, и уехала. Он меня догнал - и в ГАИ. Но все обошлось, и меня даже не оштрафовали.
- У вас очень необычное имя, а как звали ваших сестер и братьев?
- У них цветочные имена - Лиля, Роза и так далее. Они цветы - а я-то месяц. И самый урожайный. Но, конечно, назвали меня так не поэтому. Папа был идейный коммунист и дал мне имя в честь Октябрьской революции. Я папе высказывала: ну что за имя такое?! Просила подруг звать меня Ириной. А потом, когда в Москву приехала, мне сказали: какое у вас имя красивое! И я действительно его полюбила.
- Вас в детстве Золушкой называли - почему?
- Я самая младшая была и с самого детства с бабушкой в земле копалась. Потому и Золушка. Вспомнила сейчас один случай, как меня заставили пропалывать морковку. И папа попросил меня принести ему керосина. Я банку несла, запнулась и упала на грядку. Разлила керосин. Страшно боялась сказать об этом. Но оказалось, что керосин убил сорняки, а морковку оставил. Это мне пригодилось, когда я агрономом стала. Потом за рекордные урожаи моркови мне Борис Николаевич Ельцин грамоту вручил. В обкоме партии на Урале. Это было еще до того, как он президентом стал. Я на него снизу вверх смотрела и думала: "Какой дяденька красивый! Волосы кудрявые, глаза голубые! Плечи широченные". Вот он в Москву уехал, и я за ним.
- Огород и домашний скот в вашем детстве были способом выжить?
- Семья у нас была большая - 9 детей, и жили мы очень бедно. Работал только папа, и огород нас, конечно, кормил. А животных мы не держали. Был у нас козлик, такой хорошенький, миленький. Дети его обожали. И вот как-то мама его заколола. Я как из школы пришла и увидела целую сковородку мяса, сразу плакать начала. И никто из детей мясо не стал есть.
- Вы как-то сказали: "Надо детей приучать к труду. Не надо их кормить, если они не поработали". Вас так саму воспитывали?
- Я постоянно всех кормлю. Животных, птиц. Ко мне на участок постоянно слетаются воробьи, собаки прибегают, даже ежики. Я не могу пройти мимо бомжей. Обязательно покупаю им еду, если вижу у палатки, например. Я все время с огромными сумками приезжаю с дачи и раздаю овощи своим соседям. Последнее отдам, так меня мама с папой воспитали. Они были необыкновенно добрые люди.
- А сами вы как воспитываете?
- Сейчас я расскажу о моих внуках. Самому старшему 26 лет, он мой директор, второму 23, третьему 7, и правнучке 5 лет. Очень хорошие дети. Послушные и работящие. Если я поливаю, то все поливают. Я убеждена: детей к труду надо приучать собственным примером.
- Я знаю, что один раз вы пережили историю со взрывом. Расскажите...
- У меня в жизни было два взрыва. Один раз мы с мужем решили сделать домашнее вино. Взяли большие бутылки, бросили ягоды, сахар и залили водой. И муж по незнанию еще и дрожжи положил. Закупорили бутылки и поставили в холодильник. Ночью просыпаемся от страшного грохота. Все бутылки по очереди разорвало на части. Дверь холодильника оторвало, яйца все вылетели и даже кастрюля со щами пролетела через коридор и, что интересно, даже не расплескалась. Вся кухня и прихожая в вине. Стены, потолок и полы - все испорчено. Пришлось делать капитальный ремонт. Вторая история - это вообще комедия. Я работала уже в Москве и решила на балконе вырастить шампиньоны. И вот поехала в командировку в Рязань, там строили теплицу. Нас было трое, я и два молодых и интеллигентных архитектора. Когда мы проезжали мимо конного двора, я решила там попросить свеженького навоза для шампиньонов. Пожадничала и целый мешок набрала. И мы с этим мешком в багажнике прокатались весь день по жаре. Вечером водитель мне его выдал, и я не нашла ничего лучше, как поставить мешок в общий коридор гостиницы. При этом моя комната была с дверью, а у архитекторов комнаты были проходные. Ночью взрыв нереальный. Навоз взрывается намного страшнее, чем вино. Я вскочила, дверь открыла и вижу - все в дер*ме, архитекторов не узнать, с потолка капает, вонь жуткая. Архитекторы в шоке, у них все вещи в конском навозе, и даже химчистка не помогла. Когда обратно ехали, я уже не решилась попросить еще навоза набрать. Но они сами мне предложили. И когда я дома смешала его с землей и начала растить шампиньоны, соседи снизу шутили: "Октябрина, похоже, коней завела"...
Первая часть искрометного интервью Октябрины здесь.
Автор: Юлия Ягафарова