Весь мир сочувствует трагедии иранского народа, который хоронит своего Президента, разбившегося во время авиакатастрофы. Он стал 27 главой государства или правительства, который погиб из-за падения самолета или вертолета.
К сожалению, зачастую установить причины происшествия довольно сложно, и это становится почвой для теорий заговора и всевозможных детективных историй. Вот только несколько авиакатастроф, которые до сих пор вызывают вопросы.
Хайме Рольдос Агилера жертва операции "Кондора"?
Он был 33-м президентом Эквадора. Сравнительно молодой и прогрессивный политический деятель. Многие считали, что он сочувствует левым движениям. А главное, он выступал за соблюдение прав человека, что в окружении других автократичных стран Латинской Америки выглядело весьма смело и вызывающе. Известно, что на одном из саммитов сальвадорский диктатор Дуартэ подшучивал над его молодостью и неопытностью, на что Агилера ответил довольно хлестко:
Может быть, я и неопытен, но мое правительство опирается на гору голосов избирателей, а ваше — на гору трупов.
Кроме того, Агилера имел напряженные отношения с США. Хотя казалось бы, он следовал по-настоящему демократическим принципам, за которые так ратуют американские политики. Но его левацкие взгляды и отношения с советскими властями не нравились администрации Рональда Рейгана.
24 мая 1981 года самолет Президента Эквадора врезался в холм. Все пассажиры, включая Президента и его супругу, а так же министр обороны погибли. Не выжили и члены экипажа.
Первоначальное расследование показало ошибку пилотирования. Однако до сих пор не утихают споры и версии о том, что это было спланированное политическое убийство. Прежде всего исследователи цепляются за то, что не был обнаружен черный ящик. Как показало расследование, он и не был установлен, а это весьма странно для президентского самолета.
В 2013 году вышел документальный фильм, который выдвигал версию того, что эквадорские военные были вовлечены в Операцию "Кондор" — это кампания политического террора в Латинской Америке, организующая травлю, пытки и убийства левых политиков. Известно, что некоторые финансовые потоки, оплачивающие эти действия, приводили к ЦРУ или другим государствам. В частности Франции, которая, правда, всячески отрицает это. Как бы то ни было, в Латинской Америке и Эквадоре в частности, масса людей убеждены, что авиакатастрофа была не случайной.
Омар Торрихос добивался контроля над Панамским каналом
Всего через два месяца после трагедии в Эквадоре, авиакатастрофа случается в Панаме. 31 июля 1981 его самолет Президента пропал с радаров. Обнаружили его разбившимся спустя сутки. Никто не выжил. Интересно, что в сообщении ТАСС прямо говорилось, что США виновны в гибели Панамского главы государства.
Известно, что Омар Торрихос добивался контроля над Панамским каналом, а кроме того, он вступил в оппозицию транснациональным компаниям, которые присутствовали в стране, и к тому же постоянно ссорился с местной элитой. То есть поводов для расправы с ним от разных групп было немало.
Гибель Леха Качинского — "рука Москвы"?
10 апреля 2010 года при заходе на посадочную полосу близ Смоленска разбился правительственный самолет Польши, который перевозил Президента Леха Качинского и членов правительства к месту церемонии в память о Катынской резьбе.
Несмотря на то, что расследование показало, что экипаж вопреки предупреждениям авиадиспетчеров проигнорировал сильный туман и пошел на посадку в условиях очень плохой видимости, тем не менее постоянно всплывает "теория заговора". Некоторые прямо обвиняют Москву в произошедшей трагедии.
Как только г-н Качиньский вступил в должность в президентской штаб-квартире в центре Варшавы, он наладил тесные отношения с Украиной и Грузией, решив приблизить их к НАТО и в конечном итоге добиться их принятия в военную организацию, возглавляемую Америкой.
Его защита этих двух стран часто расстраивала ведущих членов Европейского Союза, особенно Германию, которая была обеспокоена тем, что расширение НАТО заставит Россию почувствовать угрозу и приведет к новой напряженности между Востоком и Западом. Однако г-н Качиньский страстно верил, что сильное НАТО не позволит России восстановить свое влияние в Восточной и Центральной Европе.
Некролог в газете The New York Times
В 2016 году даже было возобновлено расследование, но каких-либо новых выводов о том, что это было убийство, обнаружено не было.
Даг Хаммаршельд. Между молотом и наковальней
Сейчас даже политически подкованная публика вряд ли помнит это имя. А ведь он был вторым Генеральным секретарем ООН. И единственным посмертным лауреатом Нобелевской премии мира.
Он, действительно, сделал очень много для этого мира. И видел ООН куда более активной, совсем не такой, какой она стала сейчас. Так, он участвовал в диалоге между Израилем и арабскими государствами, летал в Китай, чтобы договориться об освобождении американских летчиков, плененных во время Корейской войны. При его инициативе были созданы Чрезвычайные силы ООН, впервые использованные в качестве миротворческих сил во время Суэцкого кризиса 1956 года.
18 сентября 1961 года Даг Хаммаршельд направлялся на переговоры в Конго. Там в ходе освободительной борьбы возникла гражданская война. Фактически сошлись интересы СССР, которое поддержало новое, причем всенародно избранное правительство, и США, которые выступили на стороне старой власти. Кроме того, туда были вовлечены еще и интересы транснациональных корпораций. В частности, горнодобывающих.
ООН должно было разрешить этот кризис. Однако самолет с делегацией разбился. Причем, местное расследование привело к тому, что это была ошибка пилотирования, а когда спустя несколько лет ООН возобновила расследование, то эксперты уже не смогли придти к таким же выводам. Американцы кричали на всех углах, что Генерального секретаря ООН убило КГБ. Мол, им это было выгодно.
Однако в 1998 году появились новые документы, подлинность которых, правда не установлена, о том, что к смерти Хаммаршельд наоборот причастно ЦРУ. Кроме того, есть версия, что в его устранении были заинтересованы горнодобывающие компании.
Крушение самолета ООН по-прежнему остается загадочным, и постоянно появляются исследователи, которые пытаются пролить свет на то, как это произошло. К примеру, в одном из документальных фильмов утверждается, что самолет был сбит. И даже называется фамилия летчика, пилотировавшего истребитель. Правда, при последующих расследованиях выясняется, что он никак это не мог сделать, поскольку у него железное алиби, он в тот день вообще был в другой стране. В-общем, этот детектив так и остается без концовки.
Безусловно, при современных способах спутникового слежения и технического обеспечения самих самолетов и наземных служб гораздо больше шансов установить причины крушений, особенно последние минут до трагедии. Но тем не менее это не исключает и того, что люди по-прежнему будут верить в теории заговора и ухищренных диверсий.