Найти тему

Дьяконские деньги

Что скрывается за грошем дьяконства в 50 пфеннигов? Когда, где и кем он был выдан? Какой цели он служил? Куча вопросов сразу. Единственное, что можно сказать к тому времени: «Раньше таких не было».

Исследования в Интернете, посвящённые этой купюре, оказались малопродуктивными и противоречивыми. По крайней мере, термин «дьяконство» кажется однозначным: «Диакония (древнегреческое διακονία diakonía «служение», от διάκονος диаконос «слуга») означает все аспекты служения людям в церковных рамках. Христианское богословие рассматривает дьяконство как одну из важнейших составляющих (основных функций) Церкви наряду со свидетельством (древнегреческий μαρτυρία мученичество) и богослужебным оформлением (древнегреческий λειτουργία leiturgía)». И в другом месте: «Дьяконство — это благотворительный союз Евангелической церкви в Германии. … Уже в первых христианских общинах существовали так называемые «дьяконы». Дьяконы поддерживали работу приходов. Аспект служения сыграл в этом большую роль. Иисус называл себя дьяконом и призывал своих учеников также служить, а не возвышаться над другими как правитель. Это включает в себя отношение к людям с любовью, даже если они вам незнакомы».

Середина XIX-го века была временем бедности и социальных трудностей в результате роста населения, начавшейся индустриализации и бегства из сельской местности. В ней рождается организованная дьяконская община. На первом евангелическом церковном собрании в революционном 1848 году около 500 человек собрались в замковой церкви в Виттенберге, чтобы обсудить вопрос о создании немецкого евангелического церковного союза. Здесь был создан «Центральный комитет по внутренней миссии Немецкой евангелической церкви», организация-предшественница нынешней дьяконской работы «EKD». Движущей силой был теолог Иоганн Хинрих Вихерн (1808-1881), чьё имя неразрывно связано с «Грубым домом» в Гамбурге. С 1833 года он руководил так называемым спасательным домом для детей и подростков, находящихся в опасности.

Его основная идея, помощь от христианской ответственности, привела к созданию региональных и местных объединений Внутренней миссии по всей Германии, сети ассоциаций, которые управляли, например, евангелическими больницами, домами престарелых и городскими миссиями, начиная с 1848 года. Одним из крупнейших учреждений является «Рейнско-Вестфальский приют для эпилептиков» в Вефиле, которым пастор Фридрих фон Бодельшвинг (1831-1910) руководил с 1872 года до своей смерти.

Как ассоциация свободного социального обеспечения, дьяконство составляло важную опору социальной системы в империи и «Веймарской республике». С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году началось объединение организаций социального обеспечения, которое закончилось систематической «эвтаназией» инвалидов и психически больных людей. Тысячи пациентов в протестантских учреждениях также стали жертвами.

В конце августа 1945 года представители евангелических поместных церквей и Исповедующей церкви собрались в Гессенской Трейсе. Под руководством Ойгена Герстенмайера (1906-1986, протестантского богослова и политика ХДС, президента Бундестага в 1954-1969 годах) была создана «Организация помощи евангелической церкви в Германии».

В еженедельнике «Время» в номере 47/1948 было написано: «Служба помощи евангелической церкви в Германии, одно из крупнейших социальных учреждений послевоенного периода, столкнулась с большими трудностями после денежной реформы. Эта организация помощи после войны облегчила нужду и голод во всех немецких землях, оказала помощь вернувшимся на родину, восстановила церкви, поддержала малообеспеченных молодых богословов. Его влияние распространяется на все сферы общественной и частной жизни, так что его нынешние трудности должны волновать всю общественность. Но Евангелический фонд помощи нашёл способы, с помощью которых можно надеяться преодолеть нынешний кризис: идея «дьяконских денег» возникла и в настоящее время реализуется. «Копилка дьякона» — это пожертвование верующих, которое, помимо финансовой выгоды, призвано возродить чувство активной христианской благотворительности».

В качестве доказательства пожертвования донор получил недатированный лист бумаги с односторонней зелёной печатью размером 42 мм на 34 мм. На нём написано «Гроши Дьяконства», а в нижнем поле в две строки указана сумма «Пятьдесят пфеннигов», рядом с ней слева — символ дьяконства, а справа — символ организации «EKD». Средняя часть изображает приходскую сестру в бедно обставленной квартире (возможно, в бараке на складе), раздающую семье предметы первой необходимости.

К сожалению, неизвестно, как долго существовала эта практика. Из-за низкого качества бумаги изображённая купюра, вероятно, датируется 1948 годом.

Однако во многих поместных церквях добровольцы ещё в 1969 году ежемесячно собирали из дома в дом так называемый «дьяконский сбор», сбор в любом размере, который был внесен донором в список. «Никто из плательщиков не знает и не помнит, что акция «дьяконские деньги» была учреждена в 1948 году, через четыре недели после денежной реформы, специально или только на время нынешнего чрезвычайного положения».

В 1957 году Центральный комитет и Агентство по оказанию помощи объединились под названием «Внутренняя миссия и агентство по оказанию помощи EKD». В связи с созданием в 1975 году «Дьяконской организации EKD E.V.» Вспомогательная организация EKD была официально распущена.

Материал взят из открытых источников (Uwe Bronnert, 2023)