Её столько лет винили в смерти мужа...
Об их любви было написано множество страниц. Но всё ли сказано было?
Он не пожалел своей жизни, чтобы прекратились мерзкие сплетни о его жене, чтобы спасти её честь...
Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкины и грустный рассказ об их отношениях.
Декабрь 1828 года. Известный московский танцмейстер Пётр Андреевич Йогель на Рождество устраивает "детский бал" для своих учеников и учениц. По другому этот бал называли "ярмаркой невест". Знаменитый уже поэт Александр Пушкин в Москву приехал лишь накануне. И на бал этот попадает достаточно случайно. Но поэту суждено было попасть именно туда, ведь там он впервые увидел Наталью Гончарову.
Запах горящих в канделябрах свечей, гул людских голосов, духота и звуки прекрасной музыки. И она. НАТАША.
Ей было всего 16 лет, и её только начали вывозить в свет. Девушка настолько поразила поэта своей лучезарной красотой, грацией и стройностью, что он признался друзьям: «Отныне участь моя будет связана с этой молодой особой». Однако на том памятном балу Александр Сергеевич Наташу танцевать так и не пригласил...
Не прошло и полугода, как Александр Пушкин посватался-таки к Наталье Гончаровой, но получил весьма неопределённый ответ матери Таши (так ласково называли её родные). Мол, она слишком молода для семейной жизни, да и две её старшие сестры - Екатерина и Александрина - ещё не замужем, не следует переходить им дорогу.
Поэт вне себя из-за отказа, Наташа молча пережидает ситуацию... Прошло два мучительных года, прежде чем 6 апреля 1830 года Александр Сергеевич снова решился сделать предложение. Согласие на брак милостиво дают (более богатых женихов нет, а те, что были, не рисковали перейти дорогу Пушкину). Князь Пётр Андреевич Вяземский потом напишет другу: «Тебе, нашему первому романтическому поэту, и следовало жениться на первой романтической красавице нынешнего поколения».
Молва говорит, что их венчали в храме Большого Вознесения, но к сожалению это миф. Храм тогда только строился, и венчание проходило в более камерном храме рядом, тоже у Никитских ворот. Это произошло 2 марта 1831 года. Но проходило всё не так как хотелось бы. Причем по причине того, что повредничать решила будущая тёща Пушкина. Она сказала, что у неё нет средств на карету, чтобы добраться до церкви, а значит, церемонию следует снова отложить. Поэт, несмотря на то, что эмоции бушевали через край, все же сдержался и отправил ей крупную сумму денег - говорили о 1000 рублей, что по тем временам было огромной цифрой. На неё мать Натальи могла удовлетворить и другие надобности, которые были связаны со свадьбой её дочери.
И это при том, что на эти деньги пара планировала жить первое время после свадьбы. Для исключения лишних расходов Пушкин даже решил сэкономить на фраке и женился в костюме друга.
Чтобы вокруг их свадьбы не сложилось большого шума и столпотворений, у храма выставили полицию, а посторонних попросту не пускали. Желающих же посмотреть на свадьбу было много, так как Наталья Николаевна была первой красавицей города.
В церкви тоже что-то пошло не так: поэт от волнения взмахнул рукой и уронил на пол Евангелие и крест. Было отмечено, что поэт будто бы испугался. Список запрещенных примет пополнил и шафер, который устал держать венец и передал его другому. А этого делать нельзя. Уронил Пушкин и обручальное кольцо, когда пытался надеть его невесте на палец. Ну а в довершение всех бед свеча, которую держал поэт, затрещала вдруг у него в руках и погасла.
Наталья Николаевна побледнела, но ни слова не сказала, выдержав и сочувствующие взгляды, и откровенный шёпот недоброжелателей.
Пушкин женился и был счастлив в браке. Об этом говорят его многочисленные сохранившиеся письма к жене и друзьям:
«Я женат – и счастлив, – писал он своему другу Петру Плетнёву. – Одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
Он мечтал жить с Натальей Николаевной уединённо, потому они уехали из Москвы и поселились на лето в Царском Селе. Но светская публика специально приезжала даже туда, чтобы только посмотреть, как поэт прогуливается под руку со своей молодой женой.
Старший брат Натальи Николаевны Дмитрий, летом 1831 года навестивший семейство Пушкиных, так писал своему деду: "Меж ими царствует большая дружба и согласие; Таша обожает своего мужа, который также её любит; дай бог, чтобы их блаженство и впредь не нарушалось".
Они писали друг другу маленькие письма и записочки в стихах, с удовольствием гуляли по парку Царского Села. К сожалению, того альбома со стихами молодых супругов не сохранилось, зато мы знаем о том, что Александр Сергеевич учил свою юную жену играть в шахматы, которые он сам очень любил. "Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе", - писал ей Пушкин.
Она не была холодной пустышкой, какой её потом наречёт высший свет. Поэт влюблялся в жену всё больше и больше. "Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу", - писал он ей. Пушкин особенно ценил в своей супруге глубокую веру и часто просил её молитв:
«…благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленях среди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для тебя».
«…Авось за твою чистую молитву простит мне Бог мои прегрешения».
Посещение светских мероприятий им обоим было не по вкусу. Одна из светских дам напишет в дневнике, что госпожа Пушкина, сославшись на нездоровье спряталась в беседке в саду, тогда как её искали для представления императрице.
Правда совсем не то, что мы привыкли слышать о Натали... В те годы жену поэта называли холодной красавицей и считали недостойной такого тонко чувствующего мужа, как Александр Сергеевич.
Летом 1834 года Наталья Николаевна, желая устроить личную жизнь своих старших сестёр, решает перевезти их из Полотняного Завода в Санкт-Петербург и поселить у себя. Пушкин отнёсся к этому неодобрительно, но запрещать не стал:
«Эй, женка! смотри… Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети, покамест малы; родители, когда уже престарелы; а то хлопот не наберёшься, и семейственного спокойствия не будет».
После переезда сестёр старшую из них, Екатерину, пожаловали во фрейлины императрицы, охранным полком которой являлся Кавалергардский полк, где служил будущий убийца Пушкина Дантес. 25-летняя засидевшаяся в девках Екатерина Гончарова познакомилась со статным голубоглазым корнетом, которого на свою беду безоглядно полюбила.
Однако француз вдруг не на шутку увлёкся самой красивой женщиной света – супругой поэта Пушкина. Княгиня Вяземская вспоминала: "Екатерина Гончарова, влюбившись в Дантеса, специально устраивала свидания Натальи Николаевны с ним, чтобы только повидать предмет своей тайной страсти".
Злая молва не заставила себя ждать. В 1836 году в высшем свете с упоённым злорадством начали обсуждать якобы любовную связь Натали Пушкиной и Дантеса. Долгое время считалось, что Наталья Николаевна изменила своему мужу с французом, пока спустя почти 160 лет после смерти поэта не были опубликованы письма Дантеса, которые хранились в его архиве. По сути, он сам оправдал честное имя Гончаровой, подчёркивая, что так и не смог добиться её благосклонности.
После дуэли Александр Сергеевич прожил мучительные 46 часов. Он умирал в квартире на набережной реки Мойки, которую снимал в доме княгини Волконской. Лучшие врачи Петербурга, несмотря на все старания, так и не смогли спасти его жизнь.
Умирая, поэт завещал ей: "Постарайся, чтоб забыли про тебя... Ступай в деревню, носи по мне траур два года, и потом выходи замуж, но за человека порядочного".
"Видит Бог, я ни в чем не виновата!" - вырвалось у несчастной вдовы Пушкина на его смертном одре. Призвав Бога в свидетели, Наталья Николаевна раз и навсегда предпочла Его Суд суду человеческого мнения. И больше никто никогда не услышал от неё не только оправданий, но даже попыток рассказать свою версию трагедии, сломавшей ей жизнь.
Наталья Николаевна очень тяжело переживала смерть мужа. По состоянию здоровья она не смогла присутствовать ни на отпевании, ни на погребении супруга. Про неё говорили "ни дать ни взять, сама покойница", и всерьёз опасались за душевное здоровье. С четырьмя детьми чуть позже она уедет из Петербурга в Полотняный Завод. Траур по любимому мужу затянется для неё на долгие годы. Лишь спустя семь с половиной лет Наталья Николаевна Пушкина вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского.
***
После неё не осталось ни писем, ни дневников. Очень сдержанная в проявлении своих чувств, неразговорчивая и закрытая от высшего света, Наталья Николаевна Пушкина почти два столетия вызывает массу сплетен. Её молчаливость объявили недостатком ума, сдержанность - гордыней, а жизнь по заповедям - религиозным фанатизмом. А она всего лишь любила своего мужа, который тоже очень любил её.
Лайки помогают развитию канала!