Мы продолжаем цикл аналитических статей av.by и спешим поделиться с вами интересными фактами о том, что принёс нам первый квартал 2024 года.
Кажется, совсем недавно мы поднимали бокалы и провожали 2023-й, но четверть 2024-го уже давно прошла. Посмотрим, что интересного произошло за первые три месяца года на авторынке Республики Беларусь.
В начале 2024-го имело место незначительное падение количества продаваемых автомобилей. Это типичная картина в праздники, однако номинальное число продаваемых авто оставалось достаточно большим. Рост рынка, который мы наблюдали весь 2023 год, продолжился с начала февраля, и к концу квартала частные лица республики продавали около 60 тыс. машин, что превысило прошлогодний максимум. На момент написания статьи среднесуточное количество автомобилей на av.by снизилось. Возможно, этому способствуют проблемы с ввозом авто из европейских стран и изменения ставок утилизационного сбора в России.
Динамика количества автообъявлений, размещаемых частными лицами
Если посмотреть на изменение количества публикаций и удалений объявлений, то видно, что положительная динамика публикаций вернулась к нам в феврале, но к концу квартала продажи продолжили свой рост, а публикации новых объявлений стали падать.
Динамика количества объявлений, опубликованных и удалённых частными лицами
Среди объявлений, размещённых организациями, картина немного другая: их число достигло пика в декабре — начале января и весь квартал находилось на плато в районе 11—12 тыс. активных объявлений.
Динамика количества автообъявлений, размещаемых организациями
Активность пользователей тоже растёт. Количество проверок VIN в нашем сервисе начиная с января неуклонно увеличивается, к концу квартала оно достигло исторического максимума. Со своей стороны можем отметить: для многих покупателей проверка авто по VIN стала обязательным этапом перед покупкой транспорта.
Динамика количества проверок VIN
Динамика количества диалогов в разделе авто
Динамика количества просмотров телефонов
Активность пользователей — это не только просмотры, но и фильтры, которые пользователи применяют при поиске автомобиля. Это огромный массив данных, способный многое рассказать. Поэтому изучим, какие фильтры поиска интересуют посетителей av.by чаще всего.
Самыми популярными пунктами при поиске являются цена и марка автомобиля — с них и начнём наш путь в изучении желаний покупателя.
4 из 5 фильтров поиска содержат в себе указание на бренд машины.
Топ поисков по конкретному поколению авто очень сильно совпадает с топом по предложению на рынке — в оба попали старые, но любимые «немцы». Более того, даже вторая десятка почти полностью состоит из «немцев», самый искомый «не немец» — это Peugeot 3008 II, и он на 19-м месте нашего рейтинга.
Но это касается только поиска по конкретному поколению, а многие люди, ещё не зная, чего точно хотят, изучают рынок на уровне брендов и моделей без указания поколений.
Топ моделей без указания поколений выглядит так:
Первые строки вполне ожидаемы, а дальше картина немного поменялась. Вероятно, при поиске отдельных моделей покупателя интересуют не конкретные поколения, а предложения разных лет. Более того, во второй десятке нас ждут и Toyota Camry, и Renault Megane.
Интересная закономерность, но, вероятно, она обусловлена тем, что при указании поколений год выпуска отмечают только 5% пользователей, а при поиске по модели — 15%, то есть в три раза чаще.
Далее по популярности в фильтрах поиска оказывается, конечно же, цена в USD. Большинство фильтров цены содержит указание максимальной стоимости. А ведь правда: очень сложно потратить больше денег, чем у тебя есть. Но с этим может помочь наш сервис финансирования покупки авто. В среднем максимальная цена указывается в районе $10 тыс., 75% пользователей ищут авто до $13 тыс., и только 10% могут позволить себе автомобиль дороже 20 тыс. долларов США.
Те, кто знает, какую ценовую группу ищет, указывают и минимальную цену. Тут распределение выглядит так: в среднем это почти $6 тыс., 75% людей интересуются авто стоимостью от $7,5 тыс. и только 10% — машинами не дешевле $13 тыс. Получается, то, что для 10% покупателей является минимумом, для других 75% — максимум.
При этом так выглядит топ-3 самых популярных запроса минимальной и максимальной цены:
Минимум
Максимум
3 000
5 000
5 000
10 000
1 000
6 000
Третье место по популярности запроса при поиске авто занимает... Нет, не год выпуска, а тип двигателя. Он важен практически при каждом третьем поиске.
И вот как распределён интерес к типам двигателя:
Тип двигателя
Процент встречаемости
Дизель
52,7
Бензин
25,0
Бензин + пропан
6,7
Гибрид, бензин
5,3
Бензин + метан
4,9
Гибрид, дизель
3,2
Электромобиль
2,2
Стереотипы про «дизелёк» официально подтверждены! А вот «электрички», несмотря на ажиотаж в инфополе, в аутсайдерах. Даже дизельные гибриды (ставьте лайк, если знали, что такие бывают) опережают электромобили в умах пользователей при поиске авто.
К слову, мы проанализировали количество дизельных автомобилей не старше 2019 г. в. в сегменте до $20 000 и дороже. Так вот, везде зафиксирован рост объявлений с начала календарного года по март 2024-го. Он в вышеназванных сегментах составил 12,3 и 9,6% соответственно. То есть свежие иномарки продолжали исправно ехать к нам из Европы с надеждой отправиться в щедрые руки россиян. Но сейчас весь этот транспорт «завис» на неопределённый срок либо на границе, либо у нас в стране. Станет ли это поводом для снижения цен на белорусской «вторичке» — узнаем в ближайшее время.
Следом за типом двигателя людей интересует год выпуска авто, тип коробки передач и тип кузова автомобиля.
С годом выпуска больших откровений нет: чаще всего указываются машины посвежее — 2018—2023 г. в. Либо выпущенные после 2000-го — мало кто хочет авто из прошлого века.
С коробкой передач тоже всё предсказуемо: «механику» ищут чаще, чем «автоматы», а «робот» с вариатором их догоняют.
Тип КПП
Процент встречаемости
«Механика»
43,1
«Автомат»
31,4
«Робот»
13,9
Вариатор
11,7
В плане типов кузовов тоже ничего удивительного: универсал в топе, седан и 5-дверный внедорожник делят второе место, 5-дверные хетчбэки чуть отстают.
Вот такой бодрый и интересный вышел первый квартал 2024 года. Впереди нас ждут настоящее горячее лето и начало сезона отпусков, что, безусловно, повлияет и на активность авторынка.