Найти тему
ФедералПресс

Востоковед о гибели президента Ирана: «Не думаю, что его преемник ослабит контроль»

Ибрахим Раиси укрепил отношения Тегерана и Москвы.  Фото: kremlin.ru
Ибрахим Раиси укрепил отношения Тегерана и Москвы. Фото: kremlin.ru

Президент Ирана Ибрахим Раиси погиб в авиакатастрофе, в течение 50 дней в стране пройдут новые выборы. Президентский срок Раиси ознаменовался массовыми протестами, эскалацией конфликта с Израилем и сплочением с Россией. О том, чем еще запомнился президент, продолжится ли его политический курс после его гибели и какие вызовы стоят перед Ираном, «ФедералПресс» рассказал доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений УрФУ Вадим Кузьмин:

«Во-первых, хочу выразить сочувствие и соболезнования всему иранскому народу в связи с гибелью президента. Отношения с Россией при его политическом курсе были прочными и даже продемонстрировали некоторое углубление, в частности, в военной сфере. Также именно при президенте Раиси Иран стал полноценным членом ШОС. Это знаковое событие, потому что Шанхайская организация сотрудничества выступает как достаточно влиятельный, серьезный актор на мировой арене. Это тоже его заслуга.

Президент Раиси поддерживал борьбу палестинского народа за право на создание собственного государства, хотя эта позиция характерна в целом для иранского руководства и он лишь продолжал прежнюю линию. Он занимал довольно резкую антиизраильскую, а также и антиамериканскую позицию. Иран считал и считает, что США однобоко поддерживают Израиль в ущерб интересам арабских стран.

Что касается будущего Ирана, то, мне кажется, мало что изменится. Мы не знаем, кто будет следующим президентом, хотя сейчас временно исполнять обязанности будет первый вице-президент, согласно конституции. Его задача состоит в том, чтобы организовать новые выборы: президент избирается на всенародном голосовании. По поводу кандидатов пока приходится просто гадать. Но могу сказать, что главную роль в этом государстве играет верховный аятолла – духовный лидер, которым является сейчас Али Хаменеи. И кандидаты в президенты будут получать от него предварительное одобрение. Это не значит, что он обязательно должен сделать ставку на какого-то одного кандидата: выборы президента являются альтернативными. Но это все равно тот круг кандидатов, которых одобрит верховный аятолла Хаменеи.

Могу предположить с достаточно большой степенью вероятности, что серьезных изменений во внутренней и особенно во внешней политике при новом президенте не произойдет, Мне кажется, новый президент будет продолжать отношения с Россией и отстаивать свою точку зрения во всех ближневосточных делах. Какие перед ним окажутся вызовы, покажет жизнь. При предыдущем президенте были серьезные волнения, но правительство действовало жестко и все прекратилось. Есть проблема белуджей на юго-востоке Ирана, приграничном с Пакистаном. У нее религиозные причины, потому что в Иране доминирующей религией является ислам в шиитском варианте, а белуджи представляют суннитов. Но эти процессы имеют вялотекущий характер и всерьез не подрывают стабильность Ирана в целом. То же можно сказать и о районах, населенных курдами. Правительство контролирует положение в стране, и нет оснований думать, что следующий президент ослабит контроль. Тем более что уже есть заявление Хаменеи, который заверил, что все под контролем и правительство будет управлять страной».

Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru