Рассказываем об электровозе Н8 (ВЛ8), который до сих пор можно встретить на железных дорогах
Электровоз Н8 — Новочеркасский восьмиосный — с момента создания и до 1961 года был мощнейшим локомотивом в России.
От проекта до испытаний
К его проектированию приступили в 1952 году, а в 1953-м Новочеркасский электровозостроительный завод уже выпустил опытный экземпляр. Новенький локомотив испытали на двух линиях: Сурамском перевале (это территория нынешней Грузии) и Южно-Уральской железной дороге (участок Кропачево — Златоуст — Челябинск).
Во время испытаний выяснилось, что Н8 заметно превосходит по силе тяги и мощности предыдущую модель — ВЛ22М.
Модель — в серию!
После успешных опытов, в 1955 году, свет увидела опытная партия Н8 — 7 экземпляров, а ещё год спустя стартовал и серийный выпуск. Чуть позже к Новочеркасскому заводу присоединился Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ). В 1957-м там построили опытный локомотив, а с 1958 года тоже приступили к серийному выпуску. Кузова и тележки электровоза с 1957-го делали на Луганском тепловозостроительном заводе.
Среди конструкционных особенностей Н8 были:
- тележки литой конструкции, похожие на те, что стояли на американских тепловозах ДБ (такие поставляли в СССР по ленд-лизу);
- буксы с подшипниками качения;
- кузов без переходных площадок и полуобтекаемой формы и др.
На Н8 устанавливали новые электродвигатели НБ‑406А, конструкция которых позволяла локомотивам использовать полную мощность в большем диапазоне частот вращения.
Новое имя и долгая жизнь
Н8, переименованные в 1963 году в ВЛ8 по имени Владимира Ленина, производили до 1967-го. Всего выпустили 1723 единицы.
Сегодня такие локомотивы в рабочем состоянии можно встретить в Крыму, на Донецкой железной дороге, а также в Грузии, Армении и некоторых других странах.
Испытатели сравнивали Н8 с другими электровозами, а в этой статье мы сравнили электровозы с предыдущими локомотивами российских железных дорог — паровозами.