Найти тему

Новочеркасский "Владимир Ленин"

Рассказываем об электровозе Н8 (ВЛ8), который до сих пор можно встретить на железных дорогах

Электровоз Н8 — Новочеркасский восьмиосный — с момента создания и до 1961 года был мощнейшим локомотивом в России.

От проекта до испытаний

К его проектированию приступили в 1952 году, а в 1953-м Новочеркасский электровозостроительный завод уже выпустил опытный экземпляр. Новенький локомотив испытали на двух линиях: Сурамском перевале (это территория нынешней Грузии) и Южно-Уральской железной дороге (участок Кропачево — Златоуст — Челябинск).

Во время испытаний выяснилось, что Н8 заметно превосходит по силе тяги и мощности предыдущую модель — ВЛ22М.

Новочеркасский электровозостроительный завод
Новочеркасский электровозостроительный завод

Модель — в серию!

После успешных опытов, в 1955 году, свет увидела опытная партия Н8 — 7 экземпляров, а ещё год спустя стартовал и серийный выпуск. Чуть позже к Новочеркасскому заводу присоединился Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ). В 1957-м там построили опытный локомотив, а с 1958 года тоже приступили к серийному выпуску. Кузова и тележки электровоза с 1957-го делали на Луганском тепловозостроительном заводе.

Среди конструкционных особенностей Н8 были:

  • тележки литой конструкции, похожие на те, что стояли на американских тепловозах ДБ (такие поставляли в СССР по ленд-лизу);
  • буксы с подшипниками качения;
  • кузов без переходных площадок и полуобтекаемой формы и др.

На Н8 устанавливали новые электродвигатели НБ‑406А, конструкция которых позволяла локомотивам использовать полную мощность в большем диапазоне частот вращения.

-3

Новое имя и долгая жизнь

Н8, переименованные в 1963 году в ВЛ8 по имени Владимира Ленина, производили до 1967-го. Всего выпустили 1723 единицы.

Сегодня такие локомотивы в рабочем состоянии можно встретить в Крыму, на Донецкой железной дороге, а также в Грузии, Армении и некоторых других странах.

Испытатели сравнивали Н8 с другими электровозами, а в этой статье мы сравнили электровозы с предыдущими локомотивами российских железных дорог — паровозами.