Открытый финал – распространенный в кино и сериалах прием. Концовка "Сопрано", закрывающая сцена "Иглы", последний кадр "Начала" – зритель волен сам додумать, умер герой Гослинга в конце "Драйва" или нет, режиссер умывает руки. "Претенденты", впечатляющая теннисная драма от Луки Гуаданьино, тоже заканчивается на самом интересном месте – два ведущих персонажа картины разыгрывают решающую подачу в финальном матче не самого престижного, но всё же заметного турнира. Противостояние переходит на какой-то экзистенциональный уровень, мяч пулей летает с одной половины площадки на другую, накал нарастает, и...
Так кто же все-таки победил?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Чтобы ответить на вопрос, который сами авторы фильма аккуратно припрятали от посторонних глаз, стоит посмотреть на картину не только в разрезе спортивной схватки, но и с точки зрения взаимоотношений троицы героев – в конце концов, кино о людях, а не о ракетках, мячах и сетке. И здесь, мы, на чем и построен фильм, вынуждены откатиться назад во времени, чтобы увидеть, как развивался жизненный поединок между двумя друзьями – с первой подачи через переломные моменты столкновения и, наконец, в кульминации, когда от каждого движения зависит будущее. Итак, первая подача...
Чтобы понять степень накала финальной игры, стоит разобраться в каких кондициях соперники явились на корт. Арт и Патрик были друзьями много лет, со времен совместного обучения в академии и игр в парном разряде. Они, случалось, выходили на площадку и в очном поединке друг против друга, но эти матчи не были для них решающими, скорее наоборот – зная сильные и слабые стороны друг друга, они могли уступить и поддаться. Дружба важнее. Гармонию нарушила очаровательная Таша, перспективная теннисистка, закрутившая роман с обоими молодыми людьми и в коем-то веке заставившая Арта и Патрика по-настоящему соперничать.
Пересказывать весь фильм не буду, но к знаковому матчу, на который, как на хребет, нанизан весь сюжет, герои приходят потрепанными. Патрик в свое время расстался с Ташей, потерял себя и стимулы играть, оказался на обочине жизни, но собрался на главный в его положении турнир, чтобы доказать возлюбленной, что всё еще достоин ее. Арт, напротив, много соревновался, добился успехов, но устал и утратил мотивацию. Ему покорились многие турниры, Таша рядом в качестве подруги и тренера, еще пара кубков и он уйдет на покой. И вроде бы бывшим друзьям на площадке снова нечего делить, но... Но накануне финала Таша изменяет Арту с Патриком, а это моментально меняет расклад на корте.
Для Таши крайне важна победа Арта в финале Челленджера – через его успехи она компенсирует свою сломанную травмой карьеру. Зависимость от результатов принимает болезненную форму, женщина готова расстаться со своим близким другом, если он не выиграет в финале, хотя тот, напротив, хочет забросить перелеты по континентам и больше проводить с возлюбленной. Желание Таши продолжать вести Арта к победам настолько велико, что она уговаривает Патрика поддаться старому приятелю. Уговоры зашли слишком далеко – бывшие любовники вновь оказались в объятиях друг друга.
Измена раскрылась в самый разгар игры при равном счете. Можно только гадать, для чего Патрик раскрыл тайну, которую Таша хотела сохранить от Арта – возможно, он хотел вывести соперника из себя, заставить нервничать, совершать ошибки и проиграть. Поражение, скорее всего, привило бы к расставанию Арта и Таши, и Патрик мог бы претендовать на то, чтобы вожделенная подруга начала тренировать уже его. Но... Новые обстоятельства только усугубили ситуацию на корте. Оба теннисиста почувствовали себя марионетками, которыми управляет Таша, и управляет, исходя исключительно из собственных интересов – парни играют в теннис, а она играет парнями. А через них – в теннис.
И ведь она почти получила то, что хотела. Посмотрите, как Таша реагирует на особенно яркие розыгрыши – она заводится так, как прежде распалялась только в то время, когда сама выступала на турнирах. Эти ее "Давай!" показатель того, что парни выкладываются по полной, и она наконец-то получает от игры удовольствие, сравнимое с собственным выступлением. Однако перед Артом и Патриком не стоит цель удовлетворить свою подругу/любовницу, они сражаются друг с другом и сражаются яростно. Внезапно оба поняли, насколько им не хватало друг друга, приятельской поддержки, духа доброго соперничества, настоящих приятельских доверительных отношений. Под занавес матча обнаружилось, что главное – не женщина, которая их разделила, а то, сто их связывало раньше и сейчас. Дружба и теннис.
А теперь, собственно, к ситуации на площадке. Арт и Патрик дошли до тай-брейка, кульминационного розыгрыша до семи очков. Первым подает Дональдсон, следует затяжной розыгрыш, оба теннисиста подходят к сетке, после отражения Патриком атаки мяч взмывает вверх, Арт подпрыгивает у самой сетки, перелетает ее, бьет и падает в объятия друга. На этом фильм заканчивается, и его создатели не дают даже намека на то, кто победил в турнире, и чем это закончилось для странного любовного треугольника. Что же, придется нам самим разбираться в правилах, а потом немного пофантазировать.
С правилами проще. Ситуация с разыгрываемым очком очевидна и трактуется однозначно – Арт, во-первых, не мог касаться мяча на чужой половине корта, а во-вторых, не мог касаться соперника до тех пор, пока розыгрыш не отыгран. После удара ракеткой мяч должен был подпрыгнуть довольно высоко и до повторного касания им земли Дональдсон не должен был задевать соперника. Выходит, что он нарушил правила, и судья должен был объявить счет 1-0 в пользу Патрика. Но это только первое разыгранное очко тай-брейка, и мы не знаем, продолжилась ли игра дальше. Если да, то гадать бесполезно – эмоции на корте сложились такие, что победить мог любой. А если нет?.. Если игроки обнялись и завершили, вопреки регламенту, свое противостояние – что тогда?
Здесь есть пространство для трактовок, и многое зависело бы от регламента конкретного турнира. Вероятно, потребовалось бы решить, кто из игроков предпочел сняться с турнира, но Арт и Патрик могли сняться оба. Можно было бы назначить переигровку, но зачем – они и в следующем матче могли саботировать противостояние. Можно отдать победу одному из полуфиналистов, но это было бы совсем несправедливо. Поэтому, полагаю, если бы матч закончился ровно тем, чем закончился фильм, то победа была бы присуждена Патрику Цвейгу, как вырвавшемуся на одно очко вперед, благодаря ошибке Арта на тай-брейке. Не очень правильно, не во всем справедливо, не ахти как спортивно, но... Результат какой-то на табло и в итоговых протоколах должен быть.
Но это что касается спорта. А что насчет личной жизни? Думаю, матч стал поистине переломным для троицы героев. Слишком многое стояло на кону, слишком далеко зашли интриги, слишком токсичной стала среда – накалу требовался выход, и я вижу его в следующем. Арту и Таше лучше расстаться. В коем-то веке она была честна и искренне заявила, что вне тенниса Дональдсон ей не нужен. Возможно, ей действительно стоит пойти тренировать Патрика, который еще не пресытился теннисом и горит желанием брать турнирные вершины. А Арт в сою очередь наконец смог бы повесить ракетку на гвоздь, хотя решающий поединок, которым заканчивается фильм, мог подстегнуть его и дальше держать марку. Кто знает?
Как бы ни сложились дальнейшие судебные зигзаги персонажей, фильм рассказывает о сложности совмещения большого спорта и личной жизни. Там где на кону постоянно стоят статус, призовые и контракты, соперничество на площадке отнимает слишком много физических, психологических и эмоциональных сил. В "Претендентах" страсть к теннису не позволяет главной героине ощутить подлинную влюбленность за пределами корта, а ее возлюбленные переживают падения из-за того, что не могут управлять чувствами так, как мячом в очередном розыгрыше. Спорт их испортил, ну, или, как минимум, украл у них что-то важное. Подлинную вовлеченность в жизнь своего партнера. Что важнее для вас – победа или любовь – решайте сами, у меня на этом месте тоже начинаются титры...
Извините, если мои размышления показались вам слишком рыхлыми, но ведь и фильм такой – работающий на эмоциональных струнах, а не на четком регламенте сет-гейм-матч. Надеюсь, вам хотя бы не было скучно поразмышлять об увиденном вместе со мной. Если такие тексты вас не пугают, заглядывайте на канал Киноведа в штатском еще – я стараюсь радовать читателей размышлениями об увиденном регулярно. Также у нас есть телеграм, где обсуждается множество занятных мелочей – там тоже интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, держите удар, и...
Увидимся в кино!