Найти тему
Наталья Косякова

О высоком без пафоса. Новый фильм Дениса Бродского о творческой душе

Народный артист РФ Сергей Стадлер (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").
Народный артист РФ Сергей Стадлер (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").

Недавно в Центральном Доме актёра им. Яблочкиной режиссёр Денис Бродский представил свою новую документальную киноленту «Господин скрипач Сергей Стадлер».

Вереница творческих душ – так я называю «эскадрон» героев фильмов Бродского – пополнилась ещё одной, в ансамбль гармонично влился всемирно известный скрипач-виртуоз Сергей Стадлер.

Народный артист РФ, главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга, худрук «Петербург-концерта», профессор Московской консерватории и прочая, прочая, прочая – это всё, конечно, о нём – всё везде успевает, всем известен, любим и уважаем. Но от всего материального, если говорить о регалиях, достаточно далёк. А зачем? Тот, кто живёт в земном плане для служения, озадачен всем этим мало.

Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").
Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").

Заслуга лент Бродского, которые он чаще всего создаёт в паре с оператором Алексеем Галкиным, как раз рассказать об этом. Но как? Его «простые» небожители в сложности своего существования действительно просты.

Смотрите, вот обычное городское кафе: позвякивают чашки-ложки, журчит кофе – место незатейливых встреч и свиданий. И здесь же – гений музыкального искусства, который говорит нам о вечном. Говорит легко, доходчиво, дружелюбно, будто и не народный …

Или таким народный быть и должен? Не надутым «петухом» в разноцветных перьях, и не через губу …

Безусловно, подача - от режиссёра. Мастера, который, по его словам, познаёт через таких героев себя, а также транслирует эти «жемчужинки» зрителю.

«Сергей Валентинович, - говорит Денис, - для меня некий камертон в искусстве. В нём так всего много – и отношение к искусству, и сакральный процесс творчества. А возможность пообщаться через кино – это и способ совершенствоваться в киноязыке, и нащупать нечто доселе для меня непроявленное».

Рассказать о материальном духовно и о духовном без ненужного пафоса – с этой задачей Бродский справляется на все сто. Его мастерство как раз в умелом переплетении с помощью языка кино земного и небесного, в создании некоего полотна божией задумки. Ему под силу показать человека творческого над миром, внутри него и вместе с ним – такую единую целостность.

Во время вечера премьеры фильма "Господин скрипач Сергей Стадлер" в Центральном Доме актёра им. Яблочкиной (Фото Дмитрия Преображенского).
Во время вечера премьеры фильма "Господин скрипач Сергей Стадлер" в Центральном Доме актёра им. Яблочкиной (Фото Дмитрия Преображенского).

Все мы знаем, что гений – это дух, а не только носитель высшей одарённости. У Бродского музыкант именно такой – осознающий цель своего служения и твёрдо шагающий по этому пути.

«Чаще всего, - поясняет Бродский, - люди пугаются «пафосных» слов о высоком служении, но герои моих фильмов не кичатся этим, они просто хорошо понимают, для чего пришли в этот мир».

Денис говорит, что действующие лица его кинолент просты и возвышенны одновременно, будто праздничные персонажи барселонской Рамблы - клоуны, мимы, скрипачи, музыканты – герои-служители муз. И искусство для них – не просто работа, это и есть жизнь - в её небесном понимании, не в погоне за славой и деньгами.

«Дар – не просто игрушка, - говорит в картине Сергей Стадлер, - это большая ответственность художника, который выходит на публику».

Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").
Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").

И потому, не боясь возможной недообразованности, таких музыкантов, живописцев, актёров приходит послушать, посмотреть любой из нас. Не обязательно нам во всём разбираться, знать направления и стили, мы поймём их сердцем.

Петербуржец Стадлер, впитав красоты садов, храмов, набережных города, разливает их публике музыкой, передавая тонкий аромат Неба и его благословения. А ещё он растит молодых музыкантов, потому что полному творчеством человеку хочется делиться, он желает отдавать.

Питер – Москва, Москва – Питер: педагогика – это скрупулёзность, это полная погружённость, это лепка профессионалов и характеров. А он приезжает, он создаёт, ваяет, хотя и сетует, что нынешний век в искусстве стал эпохой менеджеров …

Но в диалоге с Бродским нет брюзжания, его герой называет проблему, зная её решение и не сомневаясь, что истина всё равно в духе. Фильм как раз ещё хорош и тем, что духовно прозрачен и абсолютно искренен.

А музыка – та самая, которой служит Стадлер, в картине тоже от «гладкой» - к заоблачной, к той завершающей точке, в которой вся тайна мира – к тишине.

Молчание героев Бродского – особая статья, возможность художнику посмотреть на нас, а нам – на него. Кто выдержит? Кто может нынче быть наедине с собой, да ещё в присутствии другого?

Интересно, что эта картина всколыхнёт в вас?

Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").
Сергей Стадлер и Денис Бродский (кадр из фильма Д. Бродского "Господин скрипач Сергей Стадлер").