Недавно в Центральном Доме актёра им. Яблочкиной режиссёр Денис Бродский представил свою новую документальную киноленту «Господин скрипач Сергей Стадлер».
Вереница творческих душ – так я называю «эскадрон» героев фильмов Бродского – пополнилась ещё одной, в ансамбль гармонично влился всемирно известный скрипач-виртуоз Сергей Стадлер.
Народный артист РФ, главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга, худрук «Петербург-концерта», профессор Московской консерватории и прочая, прочая, прочая – это всё, конечно, о нём – всё везде успевает, всем известен, любим и уважаем. Но от всего материального, если говорить о регалиях, достаточно далёк. А зачем? Тот, кто живёт в земном плане для служения, озадачен всем этим мало.
Заслуга лент Бродского, которые он чаще всего создаёт в паре с оператором Алексеем Галкиным, как раз рассказать об этом. Но как? Его «простые» небожители в сложности своего существования действительно просты.
Смотрите, вот обычное городское кафе: позвякивают чашки-ложки, журчит кофе – место незатейливых встреч и свиданий. И здесь же – гений музыкального искусства, который говорит нам о вечном. Говорит легко, доходчиво, дружелюбно, будто и не народный …
Или таким народный быть и должен? Не надутым «петухом» в разноцветных перьях, и не через губу …
Безусловно, подача - от режиссёра. Мастера, который, по его словам, познаёт через таких героев себя, а также транслирует эти «жемчужинки» зрителю.
«Сергей Валентинович, - говорит Денис, - для меня некий камертон в искусстве. В нём так всего много – и отношение к искусству, и сакральный процесс творчества. А возможность пообщаться через кино – это и способ совершенствоваться в киноязыке, и нащупать нечто доселе для меня непроявленное».
Рассказать о материальном духовно и о духовном без ненужного пафоса – с этой задачей Бродский справляется на все сто. Его мастерство как раз в умелом переплетении с помощью языка кино земного и небесного, в создании некоего полотна божией задумки. Ему под силу показать человека творческого над миром, внутри него и вместе с ним – такую единую целостность.
Все мы знаем, что гений – это дух, а не только носитель высшей одарённости. У Бродского музыкант именно такой – осознающий цель своего служения и твёрдо шагающий по этому пути.
«Чаще всего, - поясняет Бродский, - люди пугаются «пафосных» слов о высоком служении, но герои моих фильмов не кичатся этим, они просто хорошо понимают, для чего пришли в этот мир».
Денис говорит, что действующие лица его кинолент просты и возвышенны одновременно, будто праздничные персонажи барселонской Рамблы - клоуны, мимы, скрипачи, музыканты – герои-служители муз. И искусство для них – не просто работа, это и есть жизнь - в её небесном понимании, не в погоне за славой и деньгами.
«Дар – не просто игрушка, - говорит в картине Сергей Стадлер, - это большая ответственность художника, который выходит на публику».
И потому, не боясь возможной недообразованности, таких музыкантов, живописцев, актёров приходит послушать, посмотреть любой из нас. Не обязательно нам во всём разбираться, знать направления и стили, мы поймём их сердцем.
Петербуржец Стадлер, впитав красоты садов, храмов, набережных города, разливает их публике музыкой, передавая тонкий аромат Неба и его благословения. А ещё он растит молодых музыкантов, потому что полному творчеством человеку хочется делиться, он желает отдавать.
Питер – Москва, Москва – Питер: педагогика – это скрупулёзность, это полная погружённость, это лепка профессионалов и характеров. А он приезжает, он создаёт, ваяет, хотя и сетует, что нынешний век в искусстве стал эпохой менеджеров …
Но в диалоге с Бродским нет брюзжания, его герой называет проблему, зная её решение и не сомневаясь, что истина всё равно в духе. Фильм как раз ещё хорош и тем, что духовно прозрачен и абсолютно искренен.
А музыка – та самая, которой служит Стадлер, в картине тоже от «гладкой» - к заоблачной, к той завершающей точке, в которой вся тайна мира – к тишине.
Молчание героев Бродского – особая статья, возможность художнику посмотреть на нас, а нам – на него. Кто выдержит? Кто может нынче быть наедине с собой, да ещё в присутствии другого?
Интересно, что эта картина всколыхнёт в вас?