Найти тему
ГРАУНД Солянка

Голосовое сообщение. До и после

Фестиваль новой академической музыки а капелла проходит в ГРАУНД Солянке в третий раз. Мы поговорили с Ариной Зверевой — одним из основателей фестиваля «До и после», хормейстером, певицей, а также основателем и художественным руководителем признанного вокального ансамбля современной музыки N’Caged.

ГРАУНД Солянка: Арина, ты была супер успешным хормейстером, несколько лет в этом качестве сотрудничала с Теодором Курентзисом. Одной из твоих последних крупных работ в роли хормейстера стала «Носферату» Дмитрия Курляндского в постановке Теодороса Терзопулоса в Пермском театре оперы и балета в 2014 году. На одной из своих встреч в Консерватории ты сообщила, что завершила карьеру в этом качестве, потому что перестала любить «директивную форму музицирования».

Арина Зверева: Да, директивную форму музицирования по-прежнему не люблю, поэтому и занимаюсь вокальным ансамблем.

Арина Зверева
Арина Зверева

ГС: В 2021 году ты стала лауреатом специальной премии «Золотая маска» «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник». Но тогда же была номинирована на «Золотую Маску» и за работу дирижера в опере «Книга Серафима» Электротеатра Станиславский. Значит, иногда всё же возвращаешься к этой практике?

АЗ: Я была номинирована за «Книгу Серафима» как дирижер, но в действительности такой чисто дирижерской функции я там не выполняла, то есть руками не двигала, и никем не дирижировала. Я придумала для этой оперы способ организации всего этого сложного процесса, сложного звука и сложной коммуникации артистов. А поскольку нет такой отдельной номинации, то, наверное, пришлось поместить ее в дирижерскую.

ГС: Чувствуешь ли ты себя свободнее и комфортнее только в роли певицы?

АЗ: Я об этом не думаю. Я просто занимаюсь тем, что в данный момент доставляет мне удовольствие, и где мне комфортнее.

ГС: Насколько сложнее для вокального исполнения становится современная композиторская музыка?

АЗ: Сложнее становится, конечно, потому что мы как исполнители свои скиллы прокачиваем, мы чаще встречаемся с композиторами, мы чаще им показываем то, что мы умеем. Естественно, и композиторский язык за счет этого тоже расширяется, и, конечно, они стараются использовать усвоенные приемы взаимодействия с певцами. Музыка усложняется и в техническом смысле, и в вокальном.

ГС: На каких принципах построена работа в организованном тобой ансамбле N’Caged?

АЗ: На любви и на доверии!

-2

ГС: Расскажи, пожалуйста, о вашем практикуме «Голос как инструмент» и фестивале «До и после» в ГРАУНД Солянке — что нас ждет в этом году?

АЗ: Практикум «Голос как инструмент» мы провели в прошлом году впервые, он прошел очень успешно. По многочисленным просьбам мы его будем повторять в этом году с небольшими изменениями. В этом году с нами будет участвовать еще один вокальный квартет молодых людей, студентов — De Karburetors. И я надеюсь, что часть программы, которая родится из нашего практикума с композиторами, будут исполнять они. Таким образом, в этом году практикум будет не только для композиторов, но еще и для молодого вокального квартета, если так можно выразиться, квартета N’Caged Plus.

-3

ГС: Над каким проектом вы работаете сейчас?

АЗ: Мы готовимся к гастролям в «Арсенале» в Нижнем Новгороде. Это будет очень интересный проект — мы будем читать рассказ Кортасара «Клон». Речь в этом рассказе о коммуникации вокального ансамбля. Персонажи этого повествования — вокалисты ансамбля. И внутри рассказа, который мы будем читать, мы будем еще исполнять произведения из Пятой книги мадригалов Карло Джезуальдо.

ГС: Какую новую композиторскую, академическую музыку (но не обязательно, я знаю, что вы любите и рок-музыку), которая вас, возможно, вдохновила, поразила в последнее время, вы посоветовали бы нашим читателям и своим слушателям?

АЗ: Я всем посоветую, в принципе, слушать больше музыки разной — академической и не академической, любой!

А мы советуем слушать живую музыку в камерной атмосфере исторического здания галереи-мастерской ГРАУНД Солянка. Ждем вас на фестивале «До и после»!