Найти тему
Строки на веере

Невский, дома 30-36 Дом Энгельгардта, Базилика Святой Екатерины Александрийской, Дом А. С. Рогова Европейская гостиница

Невский, 30. угол набережной канала Грибоедова, 16. Дом Энгельгардта

Ведь нынче праздники и, верно, маскерад
У Энгельгардта…
М. Ю. Лермонтов, Маскарад, 1835

В 1759–1761 годах земельный участок здесь получил генерал Александр Вильбоа для которого был построен 3-этажный особняк. Правда владел домом генерал недолго, и в 1766 продав его князю А. М. Голицыну, удалился в свое лифляндское поместье Сарракус. Когда же помер и Голицын его вдова сдала дом в аренду французскому эмигранту Лиону, который устраивал здесь знаменитые маскарады и концерты. А чего не устраивать, когда Невский! Народ здесь уже привык гулять и развлекаться. С начала XIX века в доме № 30 по Невскому проспекту проходили концерты Петербургского филармонического общества. А потом в 1823 в помещение на первом этаже въехала книжная лавка Ивана Слёнина. Частым гостем в ней были такие прославленные литераторы как Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Антон Дельвиг, Пётр Вяземский, Николай Гнедич, Кондратий Рылеев.

После Лиона дом перешел к миллионеру Михаилу Алексеевичу Кусовникову. А затем в 1829 году хозяйкой сделалась его дочь Ольга Михайловна Энгельгардт (в девичестве — Кусовникова). Тогда же дом был перестроен по проекту архитектора Поля Жако в формах позднего классицизма. К трем имеющимся был добавлен четвертый этаж. И на центральной части выходящей на Невский проспект на уровне 3-го и 4-го этажей появился портик. Особое внимание Ольга Михайловна уделяла огромному концертному залу. В этих залах супруг хозяйки полковник Василий Энгельгардт устраивал музыкальные вечера и балы-маскарады. Здесь выступали Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус-младший, Ференц Лист, Клара Шуман, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн, Полина Виардо. В прекрасном зале Энгельгарда шли вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний.

В период 1845-1850-х годы на первом этаже обосновалась книжная лавка Александра Смирдина.

В 1859 году, дом сменил владельца, теперь им стала Е. В. Ольхина. Тогда же там размещался Купеческий клуб; а через десять лет Учётный и ссудный банк.

В советское время с 1934 года в здании располагался НИИ «Гипроникель».

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1944-1948 годы (архитекторы Валентин Александрович Каменский и Анна Алоизовна Лейман). В 1949 году там открылся Малый концертный зал им. М. И. Глинки Ленинградской филармонии. И наконец, в 1966-1968 годах в угловую часть здания, был встроен вестибюль ст. метро «Невский проспект» выход Канал Грибоедова.

Невский, 32-34. Базилика Святой Екатерины Александрийской

Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и ее небо; напротив того, это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо свое искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете и вовсе небрегущий об излишнем.
Н.В. Гоголь, Невский проспект
-2

Первоначально в 1738 году участок был передан императрицей Анной Иоанновной католическому приходу святой Екатерины Александрийской. И через год Пьетро Антонио Трезини представил проект церкви с двумя симметричными домами при ней. Но в то время к строительству даже не приступили, а потом в 1751 году зодчий отбыл на родину. Строительство пришлось заморозить до того, как архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот взялся разработать новый проект. Но снова ничего не произошло. Всё это время община проводила свои службы в доме, который находился на месте современного дома № 34.

Судьба домов отличается от человеческих судеб. Так бывает, что казалось бывает, разваливающийся дом никак не может дождаться своего капремонта. нам кажется, что причиной тому отсутствие денег или элементарное разгильдяйство, но на самом деле дом ждет своего и только своего архитектора. Так произошло и на этот раз, Трезини потрудился над проектом, но видимо, зданию он не понравился. Что поделаешь, пришлось набраться терпения и ждать. Должно быть, эта церковь долгие годы ожидала, когда народится и войдет в силу тот самый архитектор, который по начертанному на небесах плану и должен был предать божьему дому предписанный ему свыше облик. Таким человеком стал Антонио Ринальди, который был старостой этой общины.

Вместе с архитектором Иосифом Минчаки (который во многих справочниках записан как И. Минчеани) Ринальди завершил строительство храма в 1782 году. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В плане собор представляет собой латинский крест, крупный купол на мощном барабане в середине креста. В центре главного фасада огромная арочная ниша с двумя колоннами, криволинейные очертания окон и наличников, статуи евангелистов на парапете. Еще раньше, в 1751-1753 годах по проекту Д. Трезини были возведены два симметричных дома. В 1779 году Ринальди перестроил их в классическом стиле таким образом, чтобы они составляли единый ансамбль с храмом. В домах при церкви размещалась гимназия, начальные училища и сиротский приют.

В 1938 году церковь закрылась, после чего в ней разместили склад. В прилегающих к храму домах в разное время находились: магазин «Ткани», в другом — большой магазин грампластинок. Сейчас в обоих домах бизнес-центры.

В 1992 году храм передали римско-католическому религиозному объединению, после чего в нем прошла большая реставрация.

-3

Площадку перед храмом занимают художники, продающие свои работы и тут же, буквально на глазах у прохожих, пишущие новые.

А вот как увидела это места петербургская поэтесса Наталья Апрельская:

У католического храма

На шумном Невском — вернисаж:

Картины, в раме и без рамы,

В привычной стадии продаж.

Я всё скупила бы, наверно:

Пейзажи с лесом и водой,

Вид Петербурга эфемерный

И сад осенний золотой.

Ещё купила бы портреты

Котов, собак и балерин,

Все те приятные сюжеты,

Что в квинтэссенции картин.

Но прохожу, тоскливо глядя

На живописный сей кураж.

Рокфеллер мне, увы, не дядя.

Увы, мой дом — не Эрмитаж...

Невский, 36. Угол Михайловская ул., 1. Дом А. С. Рогова Европейская гостиница

На перекрестке стоял живой милиционер, в запыленной витрине смутно виднелись железные листы с тесными рядами пирожных с рыжим кремом, сено устилало площадь, и шли, и ехали, и разговаривали, в будке торговали вчерашними московскими газетами, содержащими в себе потрясающие известия, невдалеке призывно пересвистывались московские поезда. Словом, это была цивилизация, Вавилон, Невский проспект.
М. А. Булгаков, Морфий
-4

В начале XIX века участок на углу Невского проспекта и современной Михайловской улицы (дом № 1) достался купцу А. С. Рогову. Он же распорядился построить здесь в 1825 году доходный четырёхэтажный дом разработали проект и затем осуществили строительство архитекторы Пётр Иванович Габерцетель и Авраам (Абрам) Иванович Мельников. В этом доходном доме располагался Михайловский трактир.

В 1830-е годы оба дома были реконструированы по проекту архитектора Карла Ивановича Росси.

В 1871 году в доме произошел пожар, после чего, владелец посчитал за благо избавиться от погорелой недвижимости и дом приобрело акционерное общество «Европейская гостиница». Реконструкция была поручена архитектору Людвигу Францевичу Фонтану. Работы начались мае 1873 года, были частично переделаны междуэтажные перекрытия, с тем чтобы превратить дом из трёхэтажного в четырёхэтажное здание при той же высоте. Понятно, что чем больше поместится номеров в гостинице, тем выше доход получат владельцы. Кроме того, полной перепланировки подверглись и все дворовые постройки. Прежде там находились не связанных между собой флигели, теперь все эти строения составляли единый комплекс, последнее очень важно для различных гостиничных служб.

Кроме того, новые владельцы настояли на том, чтобы здание было богато украшено и привлекало внимание своей респектабельностью и дороговизной, что, в конце концов исказило изначальный проект Росси.

В 1949 году на первом этаже открылся ресторан «Восточный», переименованный в 1967 года в «Садко».