Имя этой женщины прочно вошло в историю благодаря Данте Алигьери. Он разговаривал с ней всего 2 раза, но этого ему хватило на всю жизнь. Данте воспел Беатриче в своих произведениях – «Новая жизнь» и «Божественная комедия», в которых представил ее «гением чистой красоты». Но какой же она была на самом деле?
Неизвестная муза гения
Точных сведений об этой девушке сохранилось совсем немного. Историки установили, что Беатриче родилась в 1266 году в семье уважаемого гражданина Флоренции, банкира Фолько ди Портинари. Это была богатая, почтенная, известная семья. К ней принадлежала троюродная сестра Беатриче, Маргарита Портинари, мачеха другого известного итальянского поэта Джованни Боккаччо.
История культуры сохранила имя еще одного представителя этого рода – Томмазо Портинари, банкира и мецената, который заказал картины на религиозные темы – «Поклонение пастухов» и «Страшный суд».
Фолько Портинари жил по соседству с семьей Алигьери. У него было 6 дочерей и сын, который дружил с Данте. Знатность и богатство Портинари доказывают его частые и щедрые пожертвования больнице Санта-Мария-Нуова. Портинари включил дочь в свое завещание (1287 г.), в котором она упоминается как замужняя женщина.
Некоторые исследователи полагают, что в этом году девушка вступила в брак, по другим сведениям, – в 1280 году, в возрасте Джульетты – то есть в 14 лет. Избранником Беатриче стал коллега Фолько Портинари – состоятельный и уважаемый банкир Симоне де Барди.
Муза Данте скончалась в 1290 году, в 23 или 24 года, – скорее всего, от родовых осложнений, вызванных слабым здоровьем. Смерть девушки подкосила Данте, и он сам чуть не умер – от горя, отчаяния и безысходной тоски. Поэта спасло увлечение литературой и философией, в которых он нашел утешение и силы жить дальше.
Платоническая любовь вместо брака
Чем юная Беатриче так пленила Данте, что он сделал ее своей единственной музой? И почему он не женился на ней? Историки не знают, как она выглядела на самом деле, так что сведения о ее внешности приходится черпать в произведениях поэта.
В своей знаменитой автобиографии «Новая жизнь» он называет Беатриче «госпожой своей души» и «юным ангелом» и так описывает ее: (тогда ему было 9 лет, Беатриче – 8):
она была одета «в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный». Ниже он уточняет, что «вид ее и осанка исполнены достойного хвалы благородства».
Эти обобщенные, возвышенные эпитеты не объясняют феноменальное увлечение поэта. Причину платонического экстаза Данте следует искать в его психологическом состоянии. Судя по всему, впечатлительного юношу переполняли эмоции, и Беатриче посчастливилось стать объектом его платонических излияний.
Девушка привлекла поэта своей недоступностью. Она происходила из богатой семьи, а Данте хоть и принадлежал к старинному роду (его предки участвовали в основании Флоренции и в крестовом походе 12 века), но все же его финансовое состояние оставляло желать лучшего.
Юноша понимал, что не может жениться на девушке, и поэтому направил весь пыл в стихи. Если Беатриче действительно вышла замуж в 14 лет, то Данте ничего не оставалось, как выплескивать свою любовь в поэзии.
Феномен Беатриче Портинари в мировой культуре
В истории литературы прочно утвердилось мнение, что платонический роман Данте развивался в духе своего времени. Мода на куртуазную любовь к прекрасной даме набирала обороты в 13-14 веках.
И Данте, как один из образованнейших представителей флорентийской интеллигенции, не мог не поддаться ее обаянию, тем более, что социальная дистанция между ним и Беатриче способствовала бурному развитию платонического романа.
Но почему их отношения стали феноменом в мировой культуре, пережили свое время и затмили другие подобные истории (Петрарки и Лауры, Бокаччо и Фьямметте)? В отличие от своих коллег, Данте сумел вознести идеализированную возлюбленную на такие одухотворенные высоты, до которых не смог дотянуться ни один из последующих поэтов эпохи Возрождения.
Поэт сделал Беатриче своим проводником в Рай в «Божественной комедии», в которой она предстала как идеальная прекрасная дама как с физической, так и с психологической точки зрения. В ней он сосредоточил все лучшее, что может быть в земном человеке, – мудрость, любовь, величие духа в соединении с эталонной внешней красотой. Даже Шекспир не сумел превзойти Данте в преклонении перед дамой сердца.
Неудивительно, что образ Беатриче был необычайно популярен в творчестве художников-прерафаэлитов; она стала героиней стихотворений известных поэтов – Константина Бальмонта, Николая Гумилева, Ольги Берггольц, Бертольда Брехта и других. Современным же читателям остается только догадываться – достойна ли реальная Беатриче вневременной славы, которой наградил ее Данте?
Читайте также: