Найти тему
Журнал «History Project»

Проклятая женщина, и не только

Довольно много художников, располагая на своих полотнах обнаженную натуру, сделали себе имя. Вот некоторые из них.

Николя Франсуа Октав Тассерт (иногда читают как Тассар) творил в Париже в середине XIX столетия. Свою родословную он ведет из семьи художников, поэтому неудивительно, что и сам занялся таким творчеством. Кстати, считался вполне респектабельным художником-академистом. Его работы регулярно демонстрировались в картинных галереях. Его полотна коллекционировал даже Александр Дюма-сын.

В 1859 году Тассерт представил публике картину «Проклятая женщина», которая поразила современников своей абсолютной откровенностью. На полотне как будто висят в пространстве четыре практически полностью обнаженные женщины. В центре композиции находится девушка, единственным отличием которой является ее светлая кожа. Из других подробностей ее портрета – длинные, завивающиеся в кудри волосы.

«Проклятая женщина»
«Проклятая женщина»

Главная героиня окружена сразу тремя женщинами, темноволосыми и со смуглыми телами. Все они также оголены, если не считать сизой струящейся накидки, прикрывающей часть бедра одной из них. Каждая из трех «смуглянок» занята своим «делом».

Задний план картины выполнен в одном тоне, полностью лишен каких-либо изображений. Это сделано для того, чтобы зритель не отвлекался на второстепенные детали от основной композиции.

Искусствоведы до сих пор пытаются понять, почему художник выбрал именно такое название для своей работы. Ведь то, что показано в сюжете, проклятием назвать довольно затруднительно. Да и смысл происходящего на полотне можно интерпретировать по-разному.

С одной стороны – это классический показ обнаженного тела в действии. С другой – определенный намек на некую связь изображенного с библейскими и мифологическими сюжетами. Мифологией, кстати, автор серьезно увлекался. Однако, скорее всего, картина рассчитана на заказ какого-нибудь страстного почитателя эр★тики для его частной коллекции.

Если же вернуться к судьбе самого художника, то впоследствии он попытался сменить род деятельности: начал писать стихи. Однако успеха не имел, после чего запил, и в возрасте 74 лет покончил с собой.

Современный британский художник Люсьен Фрейд позиционировал себя как натуралиста. С 1950 года он начал писать обнаженную натуру, изображая на полотнах людей из своего окружения. Одной из самых известных и дорогих его работ стала картина «Социальный работник спит». При всем своеобразии названия на ней, действительно, изображен работник социальной сферы – британка Сью Тилли. Да и на картине она по-настоящему спит.

«Социальный работник спит»
«Социальный работник спит»

Примечательно, что автор работал над полотном около девяти месяцев. Фрейду требовалась первозданность. Но в период написания женщина побывала на курорте и возвратилась оттуда с загаром. Художник отказался ее писать и возобновил работу лишь после того, как цвет кожи Тилли возвратился к естественному. Примечательно, что в 2008 году эту картину продали за 33,6 млн. долларов.

Важно упомянуть еще одного автора, на этот раз уже женщину – француженку Сюзанну Валадон. В молодости она работала натурщицей, и ее на своих полотнах запечатлели многие видные художники XIX столетия. Однако с возрастом и в Сюзанне проснулся талант, и, начав с зарисовок углем, она впоследствии перешла к созданию полномасштабных картин.

Сюзанна Валадон
Сюзанна Валадон

По сути, Валадон была разноплановым художником. Она одинаково хорошо писала портреты, натюрморты и обнаженную натуру. Очень часто на картинах писала себя. В число самых нашумевших ее работ вошло полотно «Брошенная кукла», законченная в 1921 году. Там изображены два человека: обнаженная девочка-подросток с уже вполне оформившейся грудью, но еще детской прической и бантом на голове, и одетая взрослая женщина, вытирающая девочку полотенцем. Обе сидят на кровати, а на полу лежит кукла в синем платье и большим бантом на голове.

-4

Сюжет картины интерпретируют по-разному. Некоторые утверждают, что это мать, вытирающая дочь полотенцем. Однако большинство искусствоведов склоняются к тому, что место действия – публичный дом, а девочку готовят к первой встрече с клиентом заведения. Лежащая же на полу кукла является символом прощания с детством. Если придерживаться второй версии, то данный сюжет крайне скандальный, и автору мог бы принести немало проблем. Однако Валадон умерла в 1938 году, оставшись в памяти вполне почитаемым и состоятельным мастером.