Найти тему
Комсомольская Правда - Уфа

Он убил сотни невинных людей, а потом украл чужую личность и обзавелся семьей с тремя детьми. Но наказание было неотвратимым

Пособник фашистов и полицай 16 лет скрывался под чужим именем в Башкирии. Фото: УФСБ по РБ
Пособник фашистов и полицай 16 лет скрывался под чужим именем в Башкирии. Фото: УФСБ по РБ

У него было две личности. Первая – подлинная – предала родину и была причастна к убийству сотен человек, в том числе женщин и детей. Во втором своем воплощении он стал примерным семьянином с женой и тремя детьми. Это история перебежчика и нацистского карателя Николая Кулеша. ФСБ России рассекретила ее только в этом году. Подробности - в материале "КП-Уфа".

В преддверии празднования 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне УФСБ по Башкирии рассекретило материалы уголовных дел в отношении двоих пособников фашистских захватчиков, действовавших на оккупированных территориях в 1942-1945 годах. Да не просто пособников, а самых настоящих карателей, руководивших расстрелами мирных советских граждан и долгое время после разгрома своих «хозяев», скрывавшихся от правосудия.

Так вышло, что один из таких полицаев смог завладеть чужими документами и перебрался в Башкирию. Но преступления фашизма не имеют срока давности, а наказание за зверства – неотвратимо. В 1961 году это утверждение доказали сотрудники КГБ БАССР, изобличившие уроженца Житомирской области УССР Николая Кулеша.

Долгое время протоколы его допросов, уникальные фотографии, где изображен полицай, глумящийся над мирными гражданами, копия решения суда, вынесшего ему приговор, хранились в архивах под грифом «секретно». В рамках федерального проекта «Без срока давности» УФСБ по Башкирии обнародовало эти документы. Рассекреченные материалы, рассказывающие о преступлениях и наказании пособника фашизма, оказались в нашем распоряжении.

Фото из материалов суда над начальником концлагеря Штуттгоф, в котором Кулеш был охранником. Фото: УФСБ по РБ
Фото из материалов суда над начальником концлагеря Штуттгоф, в котором Кулеш был охранником. Фото: УФСБ по РБ

КАРАТЕЛЬ ИЗ КАЙТАНОВКИ

История осужденного в 1964 году карателя Николая Кулеша началась в его родной деревне Кайтановка Овручского района Житомирской области Украинской ССР. В 1940 году его призвали в Красную армию, на момент начала Великой Отечественной войны он был действующим красноармейцем.

По данным ныне рассекреченных документов, в июле 1942 года он попал в плен к врагу, причем в тот момент его подразделение располагалось в районе родной деревни. Изменив присяге, Николай Кулеш стал сотрудничать с немецко-фашистскими захватчиками и в начале 1943 года вступил в карательный орган - «шуцкомпанию». Так он стал рядовым полицаем специального подразделения гестапо, а к ноябрю того же года уже дослужился до звания унтер-офицера.

На фото: Павел Дубовский, он же Николай Кулеш вместе со своими сослуживцами из карательного отряда «шуцкомпания». Фото: УФСБ по РБ
На фото: Павел Дубовский, он же Николай Кулеш вместе со своими сослуживцами из карательного отряда «шуцкомпания». Фото: УФСБ по РБ

За какие же «заслуги» молодого парня из украинской деревни произвели в офицеры? Позднее, уже после ареста, на допросах он признался в совершении целого ряда преступлений против мирных граждан в 1943 году. После отступления захватчиков из Житомирской области УССР под натиском Красной армии, Николай Кулеш ушел вместе с ними сначала в город Белосток в Беларуси, а затем и в Польшу.

Вплоть до апреля 1945 года продолжал служить в так называемой «Службе безопасности» («СД») – подразделении фашистской полиции.

На допросах Николай Кулеш, поначалу представлявшийся Павлом Дубовским, рассказал, чем занималось его подразделение. В одну из июльских ночей 1943 года отряд «шуцманов», который он возглавлял, устроили засаду на советских партизан. Дело было в районе деревни Кайтановка, откуда родом этот пособник фашистов.

По данным КГБ БАССР, в ту ночь полицаи расстреляли группу партизан, ранили и взяли в плен двоих человек. Николай Кулеш лично стрелял по ним из пулемета, а затем участвовал в их истязаниях и расстреле. Одного из партизан его отряд конвоировал в Овруч, где его также расстреляли фашисты.

Спустя пару дней отряд этих зверей вновь выехал «на охоту» на украинских партизан. На этот раз они захватили тяжело раненого красноармейца, избили его и привезли в Овручское отделение «СД». При участии Кулеша партизан был расстрелян. Этот факт он сам в дальнейшем категорически отрицал на допросах.

Летом того же года Кулеш участвовал в карательной операции в районе города Городница-Корец. Там полицаи «прочесали местность», разграбили несколько деревень и сожгли их. В те же месяцы он участвовал в расстреле на аэродроме Овруча группы советских граждан – лично убил двоих из них. И тогда же застрелил своего сослуживца, которого заподозрил в связях с партизанами.

Фото с места расстрела мирных советских граждан, в которых принимал участие Николай Кулеш. Фото: УФСБ по РБ
Фото с места расстрела мирных советских граждан, в которых принимал участие Николай Кулеш. Фото: УФСБ по РБ

Следующий доказанный эпизод в деле Николая Кулеша – карательная операция в селе Прибытки Словечанского района Житомирской области УССР. Вместе со своими сослуживцами-полицаями он сжег дотла это село и расстреливал пытавшихся спастись от огня местных жителей. Кулеш лично палил из ручного пулемета по сельчанам, а затем и по пришедшим им на помощь партизанам.

К слову, украинские партизаны тогда обратили трусливых зверей в бегство, но Кулеш ушел от преследования. Было это в октябре 1943 года. А уже спустя месяц он вместе со своими фашистскими «хозяевами» сбежал из Житомирской области в соседнюю Белорусскую ССР. Там он продолжил свою «службу».

СМЕНА ЛИЧНОСТИ

Следователь по особо важным делам КГБ БАССР предоставил суду убедительные доказательства участия Николая Кулеша в массовых расстрелах советских граждан в местности под названием Волчий груд, что вблизи города Белосток. Были выявлены как минимум три эпизода, в ходе которых были расстреляны сотни мирных людей, среди которых старики, женщины и дети. Сам пособник якобы на спусковой крючок не нажимал. Он «всего лишь» выводил людей на место казни, заставлял раздеваться догола, сталкивал обреченных в ямы, а затем закапывал могилы. А еще он участвовал в массовых облавах на жителей города Белосток. Такой «деятельностью» каратель занимался с конца 1943 по июль 1944 года.

Отряд Кулеша, с которым он вместе терроризировал жителей города Белосток в Белорусской ССР. Фото: УФСБ по РБ
Отряд Кулеша, с которым он вместе терроризировал жителей города Белосток в Белорусской ССР. Фото: УФСБ по РБ

В июле-августе 1944 года Николай Кулеш был конвоиром-охранником в концлагере Штуттгоф в Польше, расположенном в 37 километрах от Гданьска. Он охранял женщин евреек, которых возили оттуда в имение Ширкинпас на принудительные работы. Проще говоря, был охранником рабынь.

К слову, данный концлагерь широко известен во всем мире тем, что там варили мыло из человеческих тел. С 1939 по январь 1945 года через него прошли более 110 тысяч человек. Последнюю группу узников в числе более 11 тысяч человек фашисты угнали на территорию Германии. По пути, на берегу Балтийского моря, они расстреляли более трех тысяч человек, не способных идти пешком из-за истощения.

Николай Кулеш в конце 1944 года был пойман на краже своими же сослуживцами-полицаями и переведен в немецкий штрафной лагерь. Но в начале 1945 года его перевели в действующую воинскую часть - так каратель стал солдатом Третьего Рейха. Когда Красная армия одержала Победу, ему удалось скрыть свою деятельность: Кулеш прикинулся пленным красноармейцем и, по всей видимости, смог запутать следователей НКВД.

Уже в 1946 году этот человек тайно прибыл в свою родную деревню Кайтановку и завладел чужими документами: паспортом, воинским билетом и даже трудовой книжкой. Полицай смог вклеить свою фотографию и стал Павлом Дубовским. При этом и «постарел» на семь лет – настоящий владелец тех документов родился в 1914 году, тогда как Кулеш в 1921-м.

Фотография военного билета на имя Павла Дубовского, которым завладел каратель Николай Кулеш. Фото: УФСБ по РБ
Фотография военного билета на имя Павла Дубовского, которым завладел каратель Николай Кулеш. Фото: УФСБ по РБ

Сразу же после этого Дубовский, он же Кулеш, уехал из родных мест и стал скрываться. Под новым именем его даже осудили на один год тюремного заключения за самовольный проезд в товарном поезде. Приговор вынесли в Харьковской области УССР, но тогда идентифицировать его настоящую личность не смогли.

НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ

В итоге после нескольких переездов полицай осел в Верхнеяркеево Илишевского района БАССР. Женился, в браке с ничего не подозревающей о его прошлом женщиной по имени Раиса Архиповна у них родились трое детей. Работал Николай Кулеш в нефтяной промышленности, в 1955 году стал мастером буровых работ в селе Верхнетроицкое в соседнем Туймазинском районе.

В ноябре 1961 года в милицию обратился односельчанин «Павла Дубовского» и сообщил, что тот подозрительно себя ведет. К делу подключились сотрудники КГБ БАССР, которые и выяснили, что этот человек совсем не тот, за кого себя выдает.

Спустя некоторое время было возбуждено уголовное дело, на допросах информация о краже личности подтвердилась, как и тот факт, что настоящее его имя Николай Кулеш. В ходе допросов каратель часто менял показания, то признавая свою вину, то отрицая ее. Но следователи КГБ СССР нашли свидетелей, которые узнали его и подтвердили – в башкирской глубинке скрывался настоящий полицай и пособник фашистских захватчиков.

Личный листок осужденного из материалов уголовного дела. Документ был сделан уже в БАССР. Фото: УФСБ по РБ
Личный листок осужденного из материалов уголовного дела. Документ был сделан уже в БАССР. Фото: УФСБ по РБ

После длительного и тщательного следствия дело передали под военный трибунал Прикарпатского военного округа, приговора он дожидался в городе Житомир Украинской ССР. 23 апреля 1964 года Николай Кулеш был признан виновным по нескольким тяжким статьям и приговорен к 15 годам строгого режима с конфискацией имущества.

Несчастная женщина, случайно связавшая свою жизнь с умело скрывавшемся карателем, развелась с ним и в последствии одна воспитывала троих детей. О ее дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего не известно.

Можно лишь представить, в какой ужас пришла простая сельчанка из Башкирии, узнавшая, что ее супруг был предателем Родины, карателем и охранником концлагеря.