Уже в начале 1980-х годов разработчики советских танков осознали, что дни Т-72 как основного боевого танка подходят к концу. Они были созданы для масштабных танковых операций. Однако с учетом локальных войн, которые начались перед распадом СССР, такая техника столкнулась с новыми ограничениями в использовании.
- Оказалось, что в условиях городского боя, где расстояния до цели могут быть очень малы, Т-72 оказываются недостаточно защищенными.
- В связи с этим, примерно в то же время, конструкторы из УКБТМ задумались над разработкой нового типа танка, который мог бы эффективно действовать на передовой и адаптироваться к условиям городской борьбы.
В середине 1980-х начались первые разработки новой машины, и к завершению десятилетия, проект и технические моменты на новый танк практически были завершены. Маршал Язов, занимавший пост министра обороны СССР, одобрил проект, что дало толчок интенсивной работе над танком, однако разработчики не уложились в сроки.
Прототип танка, разработанный в рамках проекта «Совершенствование-88», получил обозначение «Объект 195» и был первым в своем роде новаторским танком, созданным в мировой оборонной промышленности. Особенностью данной модели стало уникальное размещение экипажа из трех человек в изолированной бронированной капсуле, расположенной в передней части танка.
- Боекомплект, топливные баки и моторно-трансмиссионный отсек были разделены таким образом, чтобы исключить возможность гибели экипажа при попадании снарядов.
- Изначально была идея сократить экипаж танка до двух человек, однако разработка системы управления огнем на прототипе не была завершена. Это произошло из-за нехватки времени, поскольку распад Советского Союза привел к изменению военных приоритетов в новой российской армии, где потребность в такой технике не была до конца ясна.
- Тем не менее, три созданных прототипа успешно прошли заводские тесты, подтвердив, что концепция защищенного штурмового танка является эффективной стратегией для достижения преимущества на поле боя, независимо от уровня вооружения и подготовки противника.
Новый танк, предложенный с такими основными характеристиками, как 152-мм орудие 2А83, современные бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, способные пронзать почти любую броню иностранного производства, радар, система активной защиты «Штандарт», сложное металлокерамическое бронирование и двигатель на 1650 лошадиных сил и объемом в 35 литров, превосходящий мощностью все существующие аналоги.
- Несмотря на внушительные характеристики, «Объект-195» прошел испытания значительно позже, только в 2002 году на полигоне «Старатель».
- Во время тестирования машина с многоканальным управлением огнем продемонстрировала свою способность эффективно уничтожать противника в городских условиях, прорываясь через застроенные кварталы.
Военные эксперты выразили свои опасения, называя танк "слишком советским" и указывая на чрезмерную огневую мощность, что привело к решению прекратить разработку этой модели, несмотря на успешные испытания второго прототипа на полигоне Донгуз в конце 2000-х, после которых комиссия рекомендовала начать серийное производство.
Тем не менее, проект Т-14 «Армата» объединил технологии двух перспективных разработок. От «Объекта-195» новый танк унаследовал расположение экипажа и силовой установки, а также электронные системы и двигатель.
- В то время как основные инновации, включая передовую систему управления огнем и способность преодолевать противотанковые препятствия, были заимствованы у секретной модели «Объект-640», известной как «Черный орел».
- В Омском бюро транспортного машиностроения в 1990-х годах разработка танка нового поколения, аналогичного «Армате», была направлена на создание боевой машины четвертого поколения.
- В ходе исследований иностранных аналогов, таких как американские М1 Abrams и израильские Merkava, было решено внедрить трехуровневую систему защиты, что стало одной из особенностей этого танка. Исследование зарубежных технологий способствовало созданию уникального низкого силуэта, семикаткового шасси и эффективной системы автозарядки.
Конструкторы особенно заимствовали у американского танка М1 концепцию кормовой ниши с вышибными панелями, что существенно увеличивало вероятность выживаемости машины при попадании в неё снарядов различных типов.
- «Черный орел» выделялся среди прочих боевых машин благодаря использованию газотурбинного двигателя с мощностью в 1700 лошадиных сил.
- Этот агрегат обеспечивал наилучшее в своем классе соотношение мощности к массе — 35 лошадиных сил на тонну при общей массе в 48 тонн.
- В стандартной комплектации танк оснащался 125-мм орудием, характерным для отечественных танков, но существовала возможность установки 152-мм штурмовой пушки.
Согласно информации от военных, участвовавших в тестировании танка, в ходе испытательных стрельб «Объект 640» (так был известен танк до его утилизации) смог разрушить пятиэтажное кирпичное здание всего за два выстрела.
- Источники, близкие к Министерству обороны, сообщают, что новые модели танков не смогли в полной мере удовлетворить требования военных, в результате чего они не были включены в арсенал войск.
- Проблемы были идентифицированы в нескольких аспектах: «Объект 195», весом в 60 тонн, оказался недостаточно маневренным для эффективного использования в боевых условиях из-за своей тяжеловесности.
- В то время как «Объект 640» столкнулся с проблемами экономического характера, так как его производственная стоимость оказалась в три раза выше, чем у танка Т-90.
Также были выявлены недостатки в броне, что не позволило этим моделям пойти на вооружение. В ответ на эти проблемы, было решено разработать новую модель, интегрировав в неё технологии и достижения, полученные при создании «Объекта 195» и «Черного орла». У Абрамсов и Леопардов не было бы шансов!
В 2015 году, после нескольких лет разработки, новый танк, получивший название «Армата» и индекс Т-14, был представлен мировой общественности на Красной площади. Запланированное начало серийного выпуска этой модели - 2022 год. Сейчас не ясно, как обстоят дела с выпуском Арматы, но производство идёт. Это главное.