- Как вы относитесь к оценке Вадима Лакиза о том, что польские и литовские ученые не занимаются наукой, а только выполняют какой-то определенный заказ или находятся под воздействием политики ?
- Какую политику проводят Польша и Литва в отношении истории Белоруссии?
- Каковы будут результаты такого курса в отношении истории ?
Директор Института истории Национальной академии наук Белоруссии Вадим Лакиза сообщил ТАСС о запрете ученым-историкам из Польши и Литвы контактировать с учеными из Белоруссии.
Прокомментировать данные события мы попросили Владимира Владимировича Симиндея — российского историка и политолога, эксперта в области российско-латвийских отношений.
Как вы относитесь к оценке Вадима Лакиза о том, что польские и литовские ученые не занимаются наукой, а только выполняют какой-то определенный заказ или находятся под воздействием политики ?
Оценка, которая была дана директором Института истории Национальной Академии наук Белоруссии Владимиром Лакизой о деятельности польских и литовских ученых, занимающихся историей, имеет под собой основания, потому что мы в России также фиксируем политическую ангажированность наших соседей на историческом фронте, а, с другой стороны, попытку, таким образом, надавить, наказать нас с белорусскими друзьями астракизмом или самоизоляцией ученых из Польши, Литвы и Латвии. Двойная политика. Попытка давления, но удаленного и обрубание рабочих контактов, которые, так или иначе существовали в постсоветский период.
Какую политику проводят Польша и Литва в отношении истории Белоруссии?
Имеется попытка навязать, что называется, образ "старшей сестры", больше как "старшей сестры" нашим белорусским друзьям и братьям, навязать свою версию истории Великого Княжества Литовского и Русского, преуменьшая славянский вклад в создание этого средневекового государства.
Также мы наблюдаем попытку навязывания мнимого и культурного превосходства польской стороны в их представлениях о непростых перипетиях, непростых исторических историях в отношениях между Россией и Польшей, между СССР и Польской Народной Республикой, или еще Речи Поспослитой в межвоенный период, между русскими и поляками.
Каковы будут результаты такого курса в отношении истории ?
Окукливание местной историографии в Польше и в Литве, насаждение нарочито-агрессивных нарративов антироссийских и антибелорусских, это не приведет к какому-то результату. Это может иметь текучий, накапливающийся, к сожалению, пропагандистский эффект. Но для собственной науки, для поддержания и развития связей между нашими странами и народами, конечно, это все не способствует, наоборот, это очень контрпродуктивное поведение и заведомо проигрышная позиция.
На контрасте с этой деструктивной позицией польского и литовского исторического сообщества, его большинства, связанного так или иначе с официальной Варшавой и Вильнюсом, мы отмечаем скачкообразное и мощное усиление сотрудничества, взаимодействие между российскими и белорусскими историками и свидетельством тому является работа двустороннего экспертно-консультативного совета по истории.
Обсуждаются в рамках этой структуры и совещательного органа, важные вопросы, в частности, гармонизации и соотнесения содержания учебных программ преподавания истории как в школах, так и на профессиональном техническом уровне и высших учебных средствах », – отметил Владимир Симиндей
"Максимальная сбалансированность преподавания истории в школах, профтехучреждениях и вузах России и Белоруссии является одной из задач двустороннего экспертно-консультативного совета по истории," - об этом сказал помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО), сопредседатель Совместной российско-белорусской комиссии по истории, председатель Межведомственной комиссии по историческому просвещению Владимир Мединский.
"В идеале [необходимо] прийти к максимальной сбалансированности, в том числе и в школьном, и в профессионально-техническом и в высшем образовании, преподавания истории России и Белоруссии", - сказал он на заседании экспертно-консультативного российско-белорусского совета по истории.
Шагом к реализации этой задачи стал новый учебник по истории 5-9 классов, заметил Мединский. Он напомнил, что этот учебник охватывает период от становления древних славян до 1912 года.