В странах НАТО приучают население к неизбежности новых военных конфликтов.
Из-за действий Запада, стремящегося сохранить гегемонию и возможность навязывать другим странам придуманные им правила сосуществования, мир оказался на грани новой войны с угрозой перерастания в ядерную. Свидетельств тому много. О некоторых речь идёт в интервью по этой проблеме, которое дал «Красной звезде» российский политолог доктор политических наук Александр ГУСЕВ.
– Александр Анатольевич, на Западе постоянно делаются заявления о возможной войне с Россией. Что вы скажете в этой связи?
– Всё это прямое следствие краха модели однополярного мира. К западным элитам приходит понимание, что их многовековое доминирование, основанное на эксплуатации других народов, обладании колониями, подошло к концу. Наглядный пример последнего времени – события в Нигере, откуда, образно говоря, погнали американцев и французов.
Отсюда конвульсии, лихорадочные поиски путей выхода из создавшегося положения, в том числе и по откровенно милитаристскому пути. На Западе начали приучать население к тому, что военное противостояние неизбежно, что это будет война против России, война против Китая. То есть создаётся предвоенный пропагандистский фон. Недавно в Великобритании провели опрос общественного мнения относительно того, что думают британцы о возможности начала мировой войны. Согласно ему, 53 процента населения Соединённого Королевства считают, что мировая война начнётся в течение ближайших 5–10 лет. При этом 59 процентов не исключают, что в ходе мировой войны будет применяться ядерное оружие.
– Запад не только создаёт предвоенный фон, но и уже открыто бряцает оружием. В Париже напоминают, что у страны есть ядерный потенциал, а в Варшаве заявляют, что хотели бы разместить в Польше американское ядерное оружие…
– К сожалению, приходится констатировать, что агрессивная политика Запада привела мир к тому, что он сегодня балансирует на грани прямого столкновения ядерных держав. И заявление Макрона относительно французского ядерного оружия – ещё одно подтверждение тому. Вспомним о его идее направить на Украину французские войска…
В конце апреля Макрон заявил, что французское ядерное оружие позволит Европе выстроить такие отношения с Россией, которые нужны Евросоюзу. Посему Франция «готова открыть дебаты» об использовании её ядерного потенциала для «защиты европейской территории».
Правда, при этом президент Франции отметил, что согласно национальной доктрине ядерное оружие может быть использовано только в экстремальных обстоятельствах самообороны или в ситуациях, когда на карту поставлены «жизненно важные интересы» нации, а эти интересы включают и «европейское измерение»…
– Угрожают атомными подлодками – ракетоносцами?
– Не только. Для ядерной миссии, считает Макрон, подойдут и многоцелевые истребители – самолёты «Рафаль F3» с ракетами ASMP-A. Это сверхзвуковая (скорость до 3 Махов) крылатая ракета средней дальности с радиусом действия порядка 500 км. Она оснащена термоядерной боеголовкой TNA мощностью от 100 до 300 килотонн. По мнению французского лидера, эти самолёты могут вполне уверенно патрулировать воздушное пространство Восточной Европы вблизи российских границ в готовности к боевому применению.
Сегодня американцы хранят на базах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции около 150 ядерных авиабомб B61-3 и B61-4
– А что Польша? Что в Варшаве думают относительно ядерного оружия?
– Там во времена, когда у власти находилась правоконсервативная партия «Право и справедливость», мечтали разместить американские ядерные авиабомбы на своей территории. И даже стали готовить для этого подземные хранилища вблизи города Мендзыжеч. В апреле президент Польши Анджей Дуда в очередной раз высказался на эту тему. Причём сделал это, вернувшись из США. Процитирую. «Не скрываю, когда меня спросили об этом, я сказал о готовности, – заявил он журналистам. – Если со стороны союзников будет принято решение о размещении ядерного оружия в рамках совместного использования на нашей территории для укрепления безопасности восточного фланга НАТО, мы готовы».
Дуда выступает за включение страны, как и всех государств восточного фланга НАТО, в программу Nuclear Sharing – «Совместное использование ядерного оружия». Она представляет собой соглашения США со странами НАТО, на территории которых размещено американское ядерное оружие, о порядке его совместного применения с привлечением ВВС европейцев. В альянсе поясняют, что провести ядерную миссию можно будет только после одобрения группой ядерного планирования, в которую входят все страны НАТО, кроме Франции, и разрешения президента США, а также премьер-министра Великобритании.
В рамках этого механизма, действующего с 1954 года, США разместили ядерное оружие в нескольких европейских странах. Сегодня американцы хранят на базах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции около 150 ядерных авиабомб B61-3 и B61-4. Эти авиабомбы планируется заменить на новую, более точную модификацию – B61-12 с мощностью 0,3, 1,5, 10 или 50 килотонн.
Ежегодно вопросы применения ядерного оружия на европейской территории отрабатываются на натовских учениях Steadfast Noon («Стойкий полдень»). С недавних пор в них принимают участие и польские ВВС. Но происходит это в рамках натовской программы SNOWCAT, которая создана, чтобы военные средства из неядерных стран могли поддерживать миссию ядерного удара, не будучи формально её частью.
– Так что Варшава надеется подключиться к программе Nuclear Sharing…
– Но не всё так просто. Интерес проявляют правоконсервативные круги, но их партия «Право и справедливость» проиграла осенью прошлого года парламентские выборы. Нынешнее коалиционное правительство во главе с Дональдом Туском пока занимает более сдержанную позицию. Министр иностранных дел Радослав Сикорский сообщил журналистам, что Дуда, представитель партии «Право и справедливость», не получал от правительства Польши полномочий на обсуждение вопроса о размещении ядерного оружия США на территории страны. Сикорский указал, что президент должен проводить внешнюю политику, сформированную советом министров. По мнению главы МИД Польши, обсуждения, касающиеся размещения ядерного оружия на польской территории, не должны проходить публично.
Премьер-министр Польши Дональд Туск, в свою очередь, подчеркнул, что такие вопросы являются прерогативой правительства. Тем не менее Дуда по-прежнему предлагает Туску обсудить возможность вступления Польши в программу НАТО по совместному использованию ядерного оружия Nuclear Sharing.
Что касается США, американский госдепартамент формулирует свою позицию так: Польша – важный союзник НАТО, но планов размещать ядерное оружие в странах, которые присоединились к альянсу после 1997 года, у Вашингтона нет, и госдепу не известно, встанет ли вопрос об участии Варшавы в программе Nuclear Sharing.
Но сами США к ядерной войне продолжают готовиться. И это подтверждает состоявшееся недавно учение Exercise Prairie Vigilance 24-3, в котором приняли участие 14 стратегических бомбардировщиков B-52H. Их экипажи отрабатывали координацию вылетов и пусков крылатых ракет AGM-86B большой дальности над своей территорией. В связи с этим в СМИ промелькнули сообщения, что виртуальные удары ракетами с боеголовками нескольких модификаций наносились по целям на российской территории.
Следует заметить, что ядерное оружие принято считать элементом сдерживания, и в США об этом много говорится. Однако в действующей ядерной стратегии, которая принята Вашингтоном в 2022 году, сказано, что США оставляют за собой право на превентивный ядерный удар, если сочтут, что иного способа обеспечить свою и союзников безопасность не остаётся. Причём американский президент имеет единоличное право отдавать приказ на применение ядерного оружия.