16 мая 1972 года советская власть предприняла четвертое по счету наступление на могущественного зеленого змия — в стране стартовала очередная антиалкогольная кампания под незамысловатым названием «Пьянству — бой!»
Вообще, все подобные инициативы советской власти всегда балансировали на тонкой грани. С одной стороны строитель коммунизма должен быть трезвым, а с другой — стране надо было на что-то жить, ведь алкогольный акциз давал СССР в разное время до 14% бюджета. Поэтому борьба с пьянством сводилось к полному его «фасадному» неприятию и половинчатым экономическим мерам.
Из мероприятий 1972 года самым главным стало ограничение продажи алкоголя крепче 30°. Теперь его можно было приобрести в магазинах строго с 11 до 19 часов. Вводился запрет распития спиртного на улицах и ликвидировались крепкие сорта водки (50 и 55 градусов), производство которых началось в 1941 году. Кроме этого, лицам в подпитии предписывалось крепкий алкоголь не продавать, а в выходные и праздничные дни и вовсе закрывать соответствующие отделы.
Ну и как же без повышения цен — это мероприятие сопровождало все антиалкогольные кампании. Так, после указа популярную «Московскую» (2 руб. 87 коп.) заменил новый сорт под незатейливым названием «Водка». Эта «просто водка» стоила уже 3 руб. 62 коп. Среди постоянных потребителей её прозвали «Коленвал», поскольку на этикетке надпись «ВОДКА» напоминала подобие коленчатого вала. Вторую по популярности после «Московской» «Столичную» (она стоила на 20 копеек дороже) тихо заменила «Экстра» по цене 4 руб. 12 коп., а ее вскоре сменила «Русская» (4 руб. 42 коп.)
Наметило советское правительство и постепенный переход на вино и пиво с сокращением производства этилового спирта. Но вот незадача: литр этанола обходился государству всего в 7 копеек. А получалось из него водки аж пять бутылок. И 80% от розничной цены поступало в казну. Так что с ключевым пунктом антиалкогольной кампании государство совсем не справилось — производство этанола, упавшее было в 1973 году, вновь вернуло себе позиции год спустя.
Да и остальные пункты борьбы с пьянством один за другим тихо канули в небытие. Осталась лишь новая цена на водку, винное пойло под названием «Алжирское», мерзкие 27-градусные настойки «Стрелецкая» и «Имбирная» и повальное доминирование «Жигулевского» пива в магазинах и ларьках.