Грузинской власти следует проявить характер, а люди, протестующие на улицах Тбилиси, — пятая колонна, прикормленная «западными структурами». Таким мнением в беседе с «Парламентской газетой» поделился первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя принятие в Грузии резонансного закона об иноагентах в третьем чтении. По словам сенатора, страна сейчас борется за свою национальную идентичность, а в ее политическом поле наметился глубокий раскол.
«К грузинскому народу организаторы протестов не имеют никакого отношения»
Напомним: закон предусматривает регистрацию юридических лиц и СМИ, более 20 процентов бюджета которых составляет иностранное финансирование, в специальном реестре. Кроме того, им нужно будет заполнить подробную декларацию о доходах, а за отказ от этих действий предусмотрен штраф в 25 тысяч лари — около 850 тысяч рублей. Собственно, это единственное наказание — ни дополнительной ответственности, ни тем более уголовного преследования закон не предусматривает.
Обсуждение закона еще в его бытность законопроектом протекало в нервной обстановке. Точки напряжения возникали как на улицах городов, где люди собирались на митинги, так и в парламенте, где, например, 14 мая произошла драка между председателем «Единого национального движения» Леваном Хабеишвили и депутатом от правящей партии Дмитрием Самхарадзе.
Основной негатив в адрес нового закона вызвала его якобы «пророссийская» направленность. В России, напомним, закон об иноагентах существует с лета 2022 года и предусматривает намного более строгие наказания за нарушение, вплоть до запрета деятельности того или иного юридического лица или СМИ или уголовной ответственности. Однако аналогичные законы существуют и в других странах — в том числе, например, в США, где «иноагентское» законодательство ведет отсчет еще с 1938 года.
Как бы то ни было, принятие закона вновь спровоцировало волнения в Грузии: так, по сообщениям местных СМИ, прямо сейчас у здания парламента собрались демонстранты, которых теснит местная полиция.
«На самом деле негодует не общество, — сказал в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — Негодует пятая колонна, которая существует на иностранные гранты, люди, прикормленные западными структурами. На самом деле в масштабах Грузии их немного. Если они все соберутся в одном месте, как это обычно и происходит, — то да, может сложиться впечатление даже какой-то массовости. Но по факту это несущественная величина. К народу Грузии — трудолюбивому, спокойному, заинтересованному в том, чтобы работать на благо своей страны, — они не имеют никакого отношения».
«Судьба Грузии еще не решена»
Владимир Джабаров отметил также, что противостояние вокруг резонансного закона не окончено.
«Президент сейчас наложит на него вето, — подчеркнул сенатор. — Саломе Зурабишвили — уроженка Франции, долгое время работала во французском МИДе. Собственно, душой и мыслями она во Франции — на Западе то есть — и осталась. Однако следует помнить, что президент в Грузии — фигура номинальная. Реальная власть принадлежит парламенту и премьер-министру. А в парламенте подавляющее большинство — у партии «Грузинская мечта», которая и инициировала принятие закона».
Первый заместитель директора Института стран СНГ Владимир Егоров, в свою очередь, отметил, что жаркая дискуссия вокруг закона об иноагентах — лишь одно из проявлений напряженной политической борьбы внутри Грузии.
«В Грузии сейчас очень большие проблемы, связанные с противоборством двух политических сил, одна из которых стремится вырваться из-под западного влияния и кураторства, поняв бесперспективность этого пути, а другая по-прежнему стремится «быть Западом», потому что верит в то, что это решит все проблемы, — отметил эксперт в беседе с «Парламентской газетой». — Очевидно, что закон об иноагентах — лишь повод. Не было бы его, эти силы столкнулись бы на фоне чего-то еще, благо разногласий между ними накопилось достаточно. Поэтому все в будущем Грузии неочевидно и ничего пока еще не решено».