В суде, где происходил арест 44-летнего Рахматшоха Курбонова, было два его адвоката и переводчик.
Вся страна внимательно следит за развитием трагедии в Санкт-Петербурге. 10 мая маршрутный пассажирский автобус, за рулем которого находился уроженец Таджикситана, потерял управление и упал с моста в реку Мойку. В салоне захлебнулись 7 человек. Водитель и только один пассажир выбрались живыми.
Сейчас расследованием занимается Следственный комитет. Курбонов обвиняется сразу по двум статьям уголовного кодекса: в нарушении ПДД и эксплуатации транспортных средств, что привело к гибели людей, а также в фиктивной регистрации иностранцев. По данным следствия, обвиняемый за деньги зарегистрировал в своей квартире не менее 10 мигрантов. Рахматшоха арестовали и отправили в СИЗО до 9 июля включительно.
ВЕРСИИ
В первый день после ЧП, было озвучено сразу несколько версий произошедшего. Сначала супруга мигранта, который кстати уже имеет гражданство РФ, поэтому полноправно считается гражданином России, пожаловалась, что ее супруг работал без сна и отдыха. Женщина даже предположила, что ее муж мог от усталости потерять сознание за рулем.
― В рейс его выдернули после ночной смены. Дома он был после двух часов ночи. Поспал всего пять часов и был вызван на работу снова под угрозой увольнения, ― пожаловалась жена Рахматшоха журналистам.
Но когда в сети появилось видео с регистратора в транспортном средстве, то стало понятно, что никакого сознания за рулем водитель не терял. Он в полном здравии выкручивает руль, когда автобус заносит на забор, а потом он ныряет в реку. Так появилась следующая версия о том, что таджик перепутал педали газа и тормоза. Адвокаты обвиняемого парируют, что тормоза были неисправными.
ЗЛОСТНЫЙ НАРУШИТЕЛЬ
В биографии Курбонова есть несколько интересных моментов.
Известно, что родом он из Таджикистана. Служил в армии, имеет высшее юридическое образование. Изначально был зарегистрирован в Оренбургской области, а затем вместе с женой и тремя детьми переехал в Санкт-Петербург. Три года назад семья в ипотеку купила квартиру в Северной столице. Гражданство он получил менее 10 лет назад. В Питере живут также его брат и две сестры. Еще один старший брат сейчас в Москве, он офицер в запасе.
Примечательно, что Рахматшох не работал по профессии. Он трудился курьером в службе доставки, потом кондуктором. Водителем стал недавно.
В суде на аресте озвучили, что с мая прошлого года Кубонова 13 раз привлекали к административной отвественности за нарушение правил дорожного движения, в том числе за превышение скорости.
Есть и еще один любопытный момент. 44-летний водитель летом 2022 года за рулем автомобиля «ВАЗ» совершил ДТП и скрылся с места аварии. К счастью, тогда обошлось без жертв. Рахматшоху выписали штраф, но его он не оплатил.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОЗЧИКА
Следователи уже провели обыски в компании ООО «Такси», где работал по найму Кубонов. Выяснилось, что работодатель вообще отдавал предпочтение мигрантам, нанимая их водителями.
У самой фирмы репутация изрядно хромает. Перевозчик 23 раза привлекался к административной ответственности за работу без лицензии с грубыми нарушением. На компанию были наложены штрафы на общую сумму 3,6 миллиона рублей. Дела не особо шли в гору, но вдруг…
― Компания ни разу не участвовала в государственных тендерах до сентября 2021 года. Но в 2021 году участвует в электронном аукционе от СПБ ГКУ «ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК» и внезапно выигрывает сразу 7 лотов. Общая сумма составляет 3,76 млрд рублей. Средняя цена лота - более 500 млн рублей, ― сообщают аналитики телеграм-канала «Бати читают новости».
Очевидно, что у следователей теперь будет много поводов для размышлений: и про возможно неисправные тормоза, и про соблюдение трудового законодательства, и про крышу ООО «Такси» в кабинетах власти.
ДЕПУТАТЫ ПРОТИВ
Известный своими громкими высказываниями лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов после этой аварии заявил, что необходимо срочно навести порядок с мигрантами. Парламентарий признался, что его фракция внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект, запрещающий мигрантам работать в общественном транспорте, школах и системе образования.
Миронов уверен, что Россия вполне справится без мигрантов в этих сферах, достаточно решить вопрос, чтобы россиянам начали платить на этих вакансиях адекватные деньги.
В определенной степени депутат прав.
Так, например, в Новосибирске, в сфере пассажирских перевозок заметен сильный дефицит кадров. В основном на ставки водителей и кондукторов набирают одних мигрантов. Они готовы работать за небольшие деньги и соглашаются с нарушением режима труда.
В декабре 2023 года этот острый вопрос поднимала депутат горсовета Светлана Каверзина* (*Включена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов). По ее словам, к ней на прием приходили женщины-водители троллейбусов, которые жаловались на увольнение и сообщали, что якобы в «ГЭТ» «готовы набирать мигрантов, с которыми работать проще».
— Например, троллейбус 4069 — один и тот же водитель за рулем с 5:16 до 0:06. На износ. 19 часов подряд. Некем заменить? Да было бы, только брать на работу не хотят, — писала в своем телеграм-канале Каверзина*.
В качестве подтверждения она приводила фото документа о выпуске водителей на смену МКП «ГЭТ» от 1 декабря 2023 года. Документ без подписей и печатей (имеется в распоряжении редакции). Судя по фото, перерабатывают многие водители, в том числе женщины.
В январе 2024 года дефицит водителей привел к перебоям в движении общественного транспорта до Академгородка. На это жаловались новосибирцы в соцсетях. В мэрии Новосибирска подтвердили, что автотранспортные предприятия всех форм собственности испытывают нехватку водительского состава, в том числе по причине не востребованности данной профессии у молодых людей.
В марте 2023 года перевозчики рассказывали о том, что, по самым приблизительным данным, только для пассажирских перевозок в районах Новосибирской области не хватает около 500 водителей.