Здравствуйте, дорогие мои любители волшебного пластика.
Я не хотел ничего писать про «тридцатьчетверки». Я вообще собирался сосредоточиться на том, чтобы откачать паводковые воды из погреба на даче. Но на выходных сходил погулять и Т-34-85 буквально из-за угла набросилась на меня.
Вот фотосвидетельство.
Обратите внимание, у меня не было ни одного шанса увернуться от данного контента, и я снял немного заунывный, но с точки зрения исследования военной техники любопытный ролик. Возможно, коллеги-моделисты кое-что почерпнут из него.
Уже в процессе исследования танка, я задался вопросом: «а какой это собственно завод?» Ну и конечно, без ответа, сей вопрос нельзя было оставить. Выкачивание воды из подвала было отложено. Я засел за древние манускрипты и тайные свитки, чтобы разгадать эту тайну. Гадал на внутренностях трансмиссии. Взывал к древнему духу ГАБТУ. Начертал тайные символы в поисковой строке Rндекса. Погрузившись на иные уровни бронетанкового бытия, я смекнул, что возможно для опознания завода-изготовителя достаточно будет установить, чем отличались башни танков, как самый яркий генетический признак.
Ответ нашелся. В немалой степени, я основывался на наработках камрада под ником tankist31. Кто бы ты ни был, честь тебе и халва!
Смею поделиться с вами, тем что удалось найти.
Начнем с того, что Т-34-85 выпускался на трех заводах: Сормовском (112), Тагильском (183) и Омском (174).
Естественно, начнем с Сормовского завода. Он первым освоил выпуск новых машин, ему и начинать наш парад. Естественно, сормовские Т-34-85 сразу же получились с огоньком. Первые новые тридцатьчетверки получились с пушкой Д-5Т, что сказалось на маске орудия. Если присмотреться, она выглядит очень необычно, как будто блюдце. Правда, таких машин было выпущено очень немного.
Что касается башни, то машины 112 завода прошли несколько основных вех эволюции. Общее визуальное отличие сормовских башен – почти вертикальные борта. Они на самом деле имеют достаточный изгиб, но визуально и правда выглядят почти плоскими. При этом, есть ощущение, что чем позднее машина, тем больше изгиб. Увы, подтверждения этой гипотезе я не нашел.
Ранние Т-34-85 Сормовского завода представляют собой машины с почти плоскими бортами и четырьмя проушинами из стального прутка приваренными в четырех точках башни. На этих башнях сперва был одинарный, а потом и двойной Циклон (грибок вентиляции)
Дальше, башни вместо проушин, получили приваренные уголки, похожие на перевернутые крючки для одежды. Но башня по-прежнему оставалась характерно более плоской.
В самом конце войны сормовские машины получили разнесенные Циклоны, и башня стала уже более похожа на каноническую версию, к какой мы привыкли.
«А почему это должна быть каноническая версия? Что это еще за каноническая версия» Спросите вы, и я отвечу. Канонической, можно считать Т-34-85 от завода 183 (Тагил), и этому есть причина. Дело в том, что этот завод выпустил подавляющее большинство этих танков, которые в общем-то и формируют на сегодняшний день визуальный образ Т-34. Парады – это Тагил. Фильмы – это Тагил. Модели – это Тагил. Что тут скажешь… Тагил рулит и разруливает.
И вот что я имею сказать по этому вопросу. Тагильские машины, это как тираниды. Они менялись от серии к серии. То есть, вдумайтесь… Каждый месяц, машина получала изменения во внешнем виде.
Очень трудно уследить за всеми. Я размещу фотографии Тагильских машин в примерно хронологическом порядке их выпуска. Судите сами, какая бешеная эволюция этих танков была. Автоконцерны со своими программами рестайлинга отдыхают.
Характерной чертой тагильских машин стала несколько вытянутая носовая часть башни, борта башни с визуально более отчетливым завалом и очень характерный «конвертик» в левой части башни. По нему, тагильские машины можно опознать безошибочно. Причем, сначала он был наваренным, а позднее уже литым. Это ниша электропривода башни.
Дальше на очереди Омский танк. Их было выпущено меньше всего (около 2000 машин) и выпуск был налажен позднее, поэтому танки 174 завода имели общие черты и Тагила, и Горького.
В основном, отличительной чертой 174 завода является горизонтальная борозда в передней части башни, которой нет, например, у Сормовских машин, но при этом стенки башни тоже почти вертикальные.
В этом плане, танк из моего ролика, который я встретил на День Победы, это конечно же Тагильская машина, образца 1945 года. Дело раскрыто, можно дальше думать, как откачать воду из подвала.
Всем творчества! Всем креатива!