Известно, что даже европеоиды признавались идеологами 3-го Рейха нежелательными. При том, что в «арийцы» Гитлера нашли место японцам и итальянцам! А вот самыми нежелательными были назначены именно евреи, цыгане, ну а заодно и все те, кто на них был похож.
Евреев скапливали в лагерях. А сначала их туда нужно было доставить. В каких условиях их везли?
Погрузка в состав
На каждой ЖД-платформе скапливали сотни человек – было не протолкнуться. Угроза быть приконченным очередью из автомата держала их вместе тесными стройными шеренгами.
Разрешали брать с собой не все вещи – ведь с полным багажом места для всех не хватило бы.
Особо актуальной доставка стала в августе 1941-го – именно тогда начались мероприятия в рамках «окончательного решения еврейского вопроса». Были закончены «базы» концентрационных комплексов (а основную инфраструктуру возводили уже сами заключенные). Сюда направились поезда со всех уголков завоеванного гитлеровцами пространства – от Атлантики до крайне западных советских территорий…
Грузить надо было много и быстро, не считаясь с требованиями для перевозки – как в физическом, так и в моральном аспекте. Отсюда печальные последствия.
Трагедия жертв Холокоста проявилась уже в процессе наполнения составов. Никто тут не считался с делением на семьи. Кончилось место в одном вагоне – остальную часть семьи попросту запихивали уже в следующий. А подтверждением этому служат мемуары редких людей, переживших весь Холокост.
Путевая информация
Людям не говорили, куда их везут. Объясняли, что в специальные поселения. С каждого «пассажира» за проезд брали 2 пфенинга (разменная монета Германии). Это за километр пути. Зная скупость немцев, «пассажиры» начали бы паниковать, если бы им предоставили бесплатную поездку. Они поняли бы, куда их везут.
Оборудование для транспортировки
Для доставки использовали «кригслоки». Это локомотивы с 10 (а не с 6, как обычно) ведущими колесами. Такие составы отличались куда большей мощностью. К примеру, могли перевозить на 10 процентов больше груза, чем обычные поезда. Большая загрузка – меньше поездок. Меньше поездок – меньше затрат на уголь для паровоза и занятости своей вооруженной охраны. Немцы экономили!
Старые вагоны и кригслоки в случае, когда те использовались для перевозки людей, красили в красный. Единственные удобства, которые были предусмотрены – настил из сена (оставшийся от коров).
Условия…
По воспоминаниям некоторых перевозимых, крики не останавливались сутками. Чтобы справлять нужду придумывали что-то сами. Мужчины отгораживали угол вагона большим одеялом, были ведра. Вылить их содержимое можно было лишь на какой-нибудь ЖДС или хотя бы на полустанке. Но так как в каждом элементе ЖД-состава было 100 человек, то их просто не хватало.
Для сравнения – в обычные времена в такие вагоны старались помещать лишь 10 коров! В среднем на каждого был квадрат 50 на 50 сантиметров: в «туалет» протискивались. Стоять было нормально, но сесть уже проблематично.
А теперь представьте запах! Особенно когда речь о летних месяцах (повторюсь, что отправка основных партий стартовала в… августе).
Разумеется, никто из солдат не думал принести воды для того, чтоб смыть то, что не влезло в ведро. Воды почти не было до самого конечного пункта.
Жажда и голод
«Путешественникам поневоле» удавалось спрятать ценное в барахле. Здесь речь о часах, культурных ценностях, изделиях из полудрагоценных пород, золота и серебра. Лишь в обмен на это люди могли получить в местах остановки (от местных или полицаев) еду или ведро воды…
Причем, немцы не утруждали себя добычей питьевой воды, считая, что перевозимые люди могут воспользоваться содержимым ближайшего к станции водоема.
В качестве провианта добровольные «коммерческие снабженцы» со станций тоже могли подсунуть что угодно. Те же овощные очистки или комбикорм. Много всего.
Холод
Люди (зимой) надевали на себя все, что у них было в чемоданах, огромных саквояжах и мешках. Но сквозняк был такой, что худым людям, обладателям ослабленного здоровья и пожилым это не помогало.
Паника внутри
Итак, ехали в полной тьме и в ужасной тесноте. На фоне удушающего запаха, от которого очень быстро хотелось пить, но пить было нечего. Днем стояла невыносимая жара, а ночью жуткий холод.
В те редкие моменты, когда открывались раздвижные двери, «красновагонные» люди давили друг друга за место с краю – чтоб глотнуть воздуха про запас. То же было и в случае выдачи воды…
Взаимодействие
Организаторы и исполнители таких поездок не ставили целью добиться хотя бы самого примитивного комфорта для «пассажиров». А посему те должны были спасать себя сами. Чем быстрее выявлялся какой-нибудь авторитетный лидер внутри массы обреченных, тем больше шансов выжить или даже доехать здоровыми у них были.
Крепкие мужчины старались не допустить конфликтов, в результате которых количество пассажиров сокращалось еще быстрее. Немцам-то было все равно – наоборот, всякие стычки из забавляли. Надо было распределить еду, обменянную на ценные вещи и часы.
Условия, в которых перевозили людей, не оставляли пассажирам никаких иллюзий относительно «удобств» их дальнейшей жизни. Поэтому многие решались бежать при первой же возможности, радуясь автоматной очереди в спину уже после четвертого дня поездки.