Эксперты рассказали, что может привести к росту тарифов на топливо
«Московская газета» уже писала о перебоях с производством бензина в России и о временном запрете на его экспорт. Аналитики отрасли говорят о том, что НПЗ уже справились с проблемой, и на внутреннем рынке возникли излишки топлива. Пришло время ненадолго отменить запрет на экспорт?
Минэнерго предложило временно отменить запрет на экспорт топлива ввиду перенасыщения внутреннего рынка.
По оперативным данным за 4 месяца 2024 года объем производства бензина в России сократился на 2% относительно аналогичного показателя 2023 года, составив 14,4 млн тонн, а объём производства дизельного топлива за 4 месяца 2024 года составил 28,8 млн тонн, а сокращение к уровню 2023 года – 3%, сообщила «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова:
«Такое изменение могло стать отражением изменения объемов потребления, результатов проведения плановых ремонтно-восстановительных работ и ограничительных мер в отношении экспорта бензина и дизельного топлива. Избыточные для внутреннего рынка объемы топлива должны быть распределены на экспорт, в противном случае затоваренность резервуарных парков и нефтебаз может привести к ограничению приема нефтепродуктов для транспортировки и как результат к сокращению переработки и производства нефтепродуктов. В этой связи принятые на правительственном уровне меры являются своевременными для сбалансированной работы внутреннего топливного рынка».
Данные Росстата показывают, что в последнее время производство бензина в России не сильно уступает показателям февраля 2024 года, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман:
«Это указывает на то, что отрасль справилась с дефицитом, риск которого возрос в марте 2024 года. Избежать кризиса в отрасли позволили своевременные ремонты НПЗ и приоритизация производства бензина. О профиците на рынке говорят и спотовые цены: АИ-92 стоит в районе 45 тыс. рублей/т. На этом фоне продление запрета на экспорт топлива не выглядит целесообразным, в отличие от квотирования».
Ситуация на российском рынке топлива не вполне понятна, считает заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев:
«Процесс принятия решений закрыт, каких-то прозрачных механизмов или находящихся в открытом доступе данных здесь нет. Какой-то закономерности, по которой после повышения оптовой цены до определённого уровня можно отменять запрет на экспорт топлива. Если говорить о насыщении или перенасыщении рынка, то цены на топливо, конечно, снизились, но не до минимальных величин за всю историю наблюдений. Я думаю, ситуация прояснится в ближайшее время. Но само предложение Минэнерго об отмене запрета на экспорт топлива может повлиять на рынок. И привести к повышению цен».
По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, если запрет на экспорт будет отменен, оптовые цены на бензин вырастут примерно на 10%, но такое движение не отразится на розничном рынке.