В период "Холодной войны" Советский Союз серьезно готовился к крупномасштабным военным операциям на земле и в космосе. Для осуществления военных действий в космосе требовался новый воздушно-орбитальный военный самолет. В этой связи в 1966 году был инициирован новый проект "Спираль". Сегодня мы расскажем историю "Спирали".
Краткая история проекта
Проект "Спираль" возник в ответ на аналогичную американскую программу X-20 "Дайна Соар". Следуя требованиям заказчика, конструкторы приступили к разработке многоразового двухступенчатого воздушно-орбитального самолета, состоящего из гиперзвукового ускорителя и военного орбитального самолета с ракетным ускорителем.
Боевой одноместный орбитальный самолет для многократного использования предназначался для использования в конфигурациях, таких как дневная фоторазведка, радиолокационная разведка, перехватчик космических целей или ударный самолет с "космическими к земле" ракетами и мог использоваться для обслуживания космических объектов. Масса аппарата составляла около 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки. Диапазон опорных орбит составлял от 130 до 150 км, а задача полета должна была быть выполнена за два или три оборота вокруг Земли (третий оборот предназначался для посадки).
После взлета и достижения необходимой скорости и высоты орбитальный самолет отделялся от гиперзвукового самолета, а последующий выход на орбиту достигался с использованием ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на топливе фтор-водород (F2 + H2). После завершения орбитального полета и активации тормозных двигателей самолет должен был совершить вход в атмосферу под большим углом атаки; во время фазы спуска управление должно было осуществляться изменением крена при постоянном угле атаки.
В случае чрезвычайной ситуации для спасения пилота предусматривалась отдельная кабина в виде капсулы с собственными двигателями для отделения от самолета на любом этапе его движения, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы, в случае если капсула была выброшена на орбиту.
Во время разработки для демонстрации выполнимости проекта были созданы подпроекты: самолет 50-11 (МиГ-105.11), суборбитальные устройства БОР-1, БОР-2 и другие.
Конструкторы провели колоссальную работу и надеялись, что заявленные характеристики аппарата обеспечат его экономическую целесообразность, оперативное решение военных задач и эффективное использование околоземного пространства в военных целях. Однако министр обороны СССР Гречко не разрешил запустить почти готовый к испытаниям космический аппарат в космос, заметив: "Это фантазия. Нам нужно заниматься реальной работой."
Работа над системой была приостановлена в 1969 году, но возобновилась в 1974 году. Между 1976 и 1978 годами было проведено 8 испытательных полетов, в ходе которых аппарат ни разу не попал в космос. Работа над проектом была окончательно прекращена после начала более современного проекта "Энергия-Буран", который применял технические решения, заимствованные у американских шаттлов: это оказалось более быстрым и финансово более выгодным, чем проведение испытаний "Спирали" и адаптация её под новые задачи.
Прототип военного орбитального самолета сейчас можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил России в Монино.
Ставьте Лайк и подписывайтесь на канал, если хотите видеть больше статей о космосе в своей ленте!