Рассказываем‚ почему в кредитной истории может появиться ошибка и как её исправить.
Откуда берутся ошибки в кредитной истории и как их не допустить
Ошибки в кредитной истории могут появляться как по вине сотрудника банка или микрофинансовой организации (МФО), так и по вине заёмщика.
📍 Например, если клиент закрыл микрозаём, а из-за технического сбоя МФО не передала эту информацию в бюро кредитных историй (БКИ). Тогда в отчёте отразится просрочка по микрозайму, хотя фактически он закрыт.
Нужно учитывать, что сведения в БКИ передаются не мгновенно, а в течение трёх рабочих дней с момента закрытия кредита. При этом технически сам день закрытия кредита — это не тот день, когда клиент внёс последний платёж. Например, счета кредитных карт могут закрывать месяц из-за особенностей работы платёжных систем.
📍 Также если банк одобрил кредит или кредитную карту, а клиент не подписал договор и отказался от займа, то в кредитной истории должно быть написано, что именно клиент отказался от предложенного кредита. Если в отчёте написано, что банк отказал в кредите, то это ошибка, которая повлечёт за собой снижение рейтинга.
Иногда сам заёмщик ответственен за недочёты в кредитной истории и кредитном рейтинге. Это может произойти по нескольким причинам:
- Заёмщик вносит последний платёж — и думает, что закрыл кредит или кредитную карту. Но на кредитном счёте остаётся незначительная задолженность — несколько рублей или даже копеек. О них человек не знает, а штрафы и пени начисляются. В кредитной истории появляется просрочка, кредитный рейтинг падает.
- Заёмщик заблокировал кредитку — и думает, что избавился от неё. Однако счёт кредитной карты остался открытым — банк начисляет комиссию за обслуживание, о которой клиент не подозревает. Если на карте нет личных денег, то комиссию спишут с кредитных — на это начислят проценты, и в кредитной истории появится просрочка.
- Заёмщик отправлял заявки на кредиты, ипотеку или кредитные карты сразу в несколько банков и получил несколько отказов. В результате кредитный балл снизится. При этом банки могут не смотреть на кредитный рейтинг, указанный в БКИ, — обычно они сами рассчитывают балл клиента.
Надо ли платить за обслуживание кредитки, если ей не пользуешься?
Читать по теме
Инструкция: как расстаться с банком раз и навсегда
Читать по теме
Чтобы не допустить ошибок в кредитной истории, при закрытии кредита, микрозайма и кредитной карты всегда берите в банке и МФО справку об отсутствии задолженности. Если всё же ошибка появится, справка будет весомым аргументом в споре.
Также ошибки в кредитной истории могут появиться из-за мошеннических кредитов. Чтобы вовремя их обнаружить, нужно регулярно проверять кредитный рейтинг и кредитную историю.
Откуда берутся мошеннические кредиты и что с ними делать
Читать по теме
Как следить за своей кредитной историей
Свой кредитный рейтинг и каждый оформленный на вас кредит можно проверять бесплатно сколько угодно раз на Сравни.
Также два раза в год можно бесплатно проверить свою кредитную историю в каждом БКИ, где она хранится. Посмотреть, в каких бюро есть именно ваша кредитная история, можно на «Госуслугах» в разделе «Получение информации о хранении вашей кредитной истории». Платная проверка кредитной истории стоит около 450 ₽ за один отчёт.
Личный опыт: банк списал комиссию с заблокированной карты
Читать по теме
Как исправить ошибки в кредитной истории
Любой человек по закону вправе оспорить сведения в кредитной истории. Для этого нужно подать заявление в бюро кредитных историй, где хранится ваш отчёт. Но сначала лучше написать в банк или МФО, которые допустили ошибку. Если кредитная организация признает ошибку, то она сама может направить в БКИ новые, верные сведения.
Если же банк или МФО не соглашаются исправлять ошибку в кредитной истории, то нужно обратиться в бюро кредитных историй самостоятельно. На сайте каждого БКИ есть образцы документов и заявления на исправление ошибок в кредитной истории, вот ссылки:
Заявление и документы, подтверждающие ошибку в кредитной истории, нужно принести в офис бюро или выслать по почте (адреса также есть на сайтах БКИ). Ответить на заявление должны в течение 20 рабочих дней.
В крайнем случае, если банк или МФО наотрез отказываются исправить ошибку в кредитной истории или если кредитная организация ликвидирована, придётся подать заявление в суд. Образцы таких заявлений также есть на сайте БКИ по этой ссылке.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной