Народное знание и культура содержат понятия, которые раскрывают сущность бытия человека и повествуют весьма специфические сферы культурной жизни. На пасхальной седмице народное сознание проявляет себя весьма оригинально в искусстве народа воспринимать жизнь "небуднично". Восприятие жизни в эти дни по яркости нисколько не меньше, чем в другие дни народных праздников и христианских обычаев.
Красная горка - это название важного дня в христианской традиции славян. Как народный праздник известен в качестве седьмого дня первой недели - это первое воскресение после Пасхи.
Красная горка - это праздник крестной силы - силы Честного животворящего Креста Господня. В могущество его силы верило большинство русских. Крест - это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих.
По свидетельству собирателей русского фольклора и традиций, в русских губерниях и уездах, уже в современности фиксировалось, что "крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках". Делалось это для предохранения от нечистой силы и колдовства. Отсюда и народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, и крестного знамения.
Этнографические заметки
Известный российский этнограф, фольклорист и писатель Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) - автор многочисленных рассказов и очерков, написанных по своим же этнографическим материалам, зафиксировал многие суеверия, обычаи и приметы, выработанные на пасхальную седмицу.
Многие из обычаев народной культуры и искусства связаны с известными нам тайными смыслами гаданий, народных примет и ритуалов, которые имеют отголоски прошлого в современной жизни человека. Они очень наглядно распределены С.В. Максимовым по различным группам обычаев и суеверий, которые предлагаю рассмотреть отдельно.
Пасхальные приметы девушек
У девушек на Руси имелись свои пасхальные приметы. Так, например, в дни святой Пасхи не берут соли, чтобы руки не потели, умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяной, притом становятся на топор, чтобы стать крепкой. В народе было сильно утверждение, что он удивительно помогает. Произведя наиболее лёгкие манипуляции с топором девушка делается такой крепкой, что, по пословице, «хоть об дорогу её бей - а ей всё ни почём».
Топор в древнем значении – это символ власти, грома, плодородия, дождя, приносимого небесными богами, и штормовых ветров, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Это также распространенный символ полновластия, связанный с древними богами.
Гадательный ритуал бросания топора считается очень древним. Он предсказывал возможность «статься или не статься замужней» в предстоящем году. На новогодние святки древнее гадание с топором определяло, выйдет ли девушка в текущем году замуж. Топор ставили посередине комнаты и, удерживая его в вертикальном положении, начинали вертеть, упоминая при этом имена собравшихся девушек. На чьем имени топор изменит вертикальное положение, та и выйдет замуж.
Злоумыслы в пасхальные дни
Лихие люди – воры, бесчестные игроки в карты и прочие тоже создали своеобразные приметы, приуроченные к Пасхе. Воры, например, употребляют все усилия, чтобы вовремя пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и притом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их, - тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает. Игроки же, отправляясь в церковь, кладут в сапог под пятку монету, с твёрдой надеждой, что эта мера принесёт им крупный выигрыш. Но чтобы сделаться непобедимым игроком и обыгрывать наверняка всех и каждого, нужно, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты и сделать следующее святотатство: когда священник покажется из алтаря в светлых ризах и в первый раз скажет «Христос Воскресе», пришедший с картами должен ответить: «Карты здеся». Когда же священник скажет во второй раз «Христос Воскресе», безбожный картежник отвечает: «Хлюст здеся» - и в третий раз: «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается. (см. - *)
Охотничьи пасхальные приметы
Охотники точно так же имеют свои пасхальные приметы, которые сводятся к одному главному требованию: никогда не проливать крови на великие дни светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и по-своему славит Бога. Нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.
Чей день, того и песня
По саду, по садику
Два мальца ходят,
Они ходят-гуляют.
И девок выбирают:
«Распожалуйте, девчата,
С нами погулять!»
Весьма заметно по русским поверьям, ритуалам и суевериям, что от новогодних празднеств до пасхальной седмицы красной линией проходит тема народных обычаев, связанных с выбором партнеров и возможно в будущем заключением браков. Поэтому чаще в народных поверьях Красная горка как праздник является днём всех девушек и молодых баб.
На Руси существовало четкое, хоть и неформальное, разделение членов общества согласно занимаемому ими статусу. Это касалось как холостых/женатых мужчин, так и незамужних/состоящих в браке женщин. Молодые бабы - это недавние девушки, живущие в браке с недавних пор, обычно в течение 3 лет.
На Красную горку все девушки собираются на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и поют-песни веснянки ("закликают" или "заигрывают весну"), водят хороводы и устраивают разнообразные игры и пляски.
Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идёт усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой. Они надевают лучшие наряды, потому что в этот день производится выбор женихами невест.
Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдёт себе невесты, или возьмёт "рябую", или хуже того - Yродину.
Рябым человеком назывался тот несчастный, кто не избавился от последствий страшной - оспы. Рябыми в разной степени лицами обладало абсолютное большинство населения, поскольку рябинки были последствиями перенесенной болезни. Оспа в прошлом была настоящим бичом – очень заразная, часто с тяжелым течением, с высокой смертностью инфекция. На Руси считалось, что девушка, переболевшая оспой, с явными следами болезни на лице, не способна к деторождению.
По поверьям, если молодые на Красную горку "отсиделись во горнице", то девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И во всяком случае, оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре после свадьбы.
В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.
Спасибо за внимание!
(* Злоумыслы в пасхальные дни) - Отдельные примеры ритуалов и приговорок, содержащиеся в статье, не рекомендуется применять в современной практике.
О понятии седьмой недели (священной седмицы) после Пасхи в можно ознакомиться статье
Подписывайтесь на мой канал, отмечайте "нравится", если статья понравилась.