Наиболее подробно этот эпизод описывает апостол Иоанн:
Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–16).
Сразу стоит отметить, что речь идет не о храме в привычном для нас понимании. Иерусалимский храм был, по сути, городом в городе — со множеством построек и внутренними дворами.
Это было грандиозное сооружение, которое перестроил и расширил царь Ирод Великий (работы завершились как раз к моменту рождения Христа).
Реконструкции подверглось не только само здание, которое было увеличено и обложено белым камнем, золотом и серебром, изменилось и окружающее его пространство. Вокруг храма возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения, а с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась различная богослужебная утварь.
За южной стеной располагался двор — вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда (в отличие от территории за стенами и самого храмового здания) был открыт доступ всем желающим, в том числе и язычникам. Предназначался этот двор для торговли жертвенными животными.
Принесение жертв являлось важной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести в жертву животного или, на крайний случай, (если человек был бедным) голубя.
Животное (или птицу) отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике. После того, как ритуал был исполнен, грех считался искупленным, а благодарность — принятой.
Эпизод, о котором повествуют евангелисты произошло не внутри храма, а снаружи — на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в более широком смысле.
Что возмутило Христа?
На большие иудейские праздники (например, на Пасху/Песах) в Иерусалим стекалось огромное количество приезжих. Например, евреи, которые в обычное время жили в Риме, в Египте, Греции, на Кипре и т. д. Они не могли привезти жертвенных животных с собой, поэтому приобретали их уже в Иерусалиме.
Этим и воспользовались первосвященники, превратив храмовую торговлю в бизнес. Здесь же стоит отметить, что ко времени Рождества Христова Иудея фактически потеряла государственную независимость и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме был римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать и здесь, как и повсюду в империи, были в ходу римские монеты — динарии.
Но была с этой валютой одна проблема. На монетах было изображение римского императора — кесаря. Вот только в Моисеевом законе действовал запрет на поклонение изображениям, и на этом основании было запрещено использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории была введена специальную храмовую валюту — священные сикли.
Таким образом, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются только в храмовой валюте. Они организовали "обменник" на том самом "дворе язычников". А совершались все валютные операции с комиссией, которая равнялась почти две трети от суммы!
Христос возмутился: дом молитвы был превращен в бизнес-предприятие! Этим и объясняются решительные действия Христа, описанные евангелистами.
Сделав из веревок бич, он выгнал из храма всех торговцев вместе с животными. Столы меновщиков были опрокинуты, а деньги рассыпаны. И сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли».
Увидев это, начальники храма пришли в ярость и сказали: "каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?"
Христос ответил : "Разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его". Под храмом он разумел свое тело и этими словами предсказал, что, когда его убьют, он воскреснет на третий день.
Так почему же православные торгуют в храмах, если Христос запрещал это?
Кто-то считает, что сегодня в церквях торгуют только, скажем так, богоугодными вещами. Однако это не совсем так, так как очень часто прилавках можно встретить "православный шоколад" и тому подобное.
Святые отцы порицали любую торговлю в храмах, например, продажу таинств, когда могли крестить за деньги. Ведь Иисус Христос в Евангелии от Матфея говорит:
"даром получили, даром давайте" (Матфей 10:8)
Но "цена" за какую-либо услугу стала "пожертвованием". Однако пожертвование не может быть фиксированным. Обмен церковных предметов и услуг на деньги и является, по сути, процедурой купли-продажи.
А как вы считаете, уместно ли устанавливать определенную сумму за продукт/услугу в церкви?
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: