Reebok «Пересядь на лицо»
Рекламная кампания Reebok под названием «Пересядь на лицо» в России в 2019 году вызвала значительный скандал и общественный резонанс. Кампания была частью глобальной инициативы бренда под лозунгом «Be More Human», призывающей женщин к самовыражению и самостоятельности. Однако, русский вариант кампании вызвал бурю негодования и обвинений в неподобающем и оскорбительном содержании.
Фраза «Пересядь на лицо» была адаптацией английского выражения «Sit on my face», что в прямом переводе имеет явный сексуальный подтекст.
После массового негативного отклика компания быстро отозвала рекламу и принесла публичные извинения. Однако, инцидент оставил значительный след в репутации бренда и стал одним из ярких примеров того, как неудачный маркетинговый ход может обернуться против компании.
Adidas Неучтенный контекст
В 2017 году компания adidas также допустила серьезную ошибку, не учтя контекст при подготовке рекламной рассылки. Участники Бостонского марафона получили электронное письмо от бренда с темой «Поздравляем, вы пережили Бостонский марафон!». Эта фраза вызвала бурю негодования, так как всего четыре года назад на этом марафоне произошел теракт, в результате которого погибли трое человек и еще 250 получили серьезные ранения.
KFC ужасное поздравление
В 2022 году KFC запустил рекламную кампанию в нескольких странах, включающую push-рассылки для покупателей. Предполагалось, что бот автоматически будет выбирать важные национальные даты из календаря и формировать поздравления с интегрированной рекламой. Проблемы начались в начале ноября, когда жители Германии получили приглашение отметить годовщину «Хрустальной ночи» сырной курочкой. «Хрустальная ночь» — это серия антисемитских погромов, инициированных Рейхом в 1938 году, в результате которых было убито более 90 евреев, разрушены предприятия и храмы. Многие историки считают эти события началом Холокоста.
Уже через час после отправки рекламного сообщения клиенты KFC в Германии получили извинения, но негативную реакцию остановить не удалось. Критика обрушилась на бренд не только от рядовых граждан, но и от политиков и представителей общественных организаций. Хотя инцидент произошел из-за случайности и человеческой невнимательности, он привел к серьезным репутационным потерям KFC среди немецкой аудитории.
Dolce & Gabbana в Китае
Итальянский модный дом Dolce & Gabbana выпустил новый рекламный ролик, который вызвал обвинения в расизме. Кампания была запущена в преддверии модного показа в Шанхае, запланированного на среду, 21 ноября. В ролике запечатлена китайская женщина, беспомощно пытающаяся есть итальянскую еду китайскими палочками, с едкими комментариями за кадром.
Видео было размещено, в том числе, на китайской платформе Weibo, но было удалено менее чем через сутки из-за возмущения пользователей. Содержание ролика вызвало негативные реакции, обвинения в расизме, сексизме и оскорблении национальной культуры.
Позже в сети появились скриншоты переписки дизайнера с пользователем, в которой дизайнер высказал оскорбительные высказывания о китайцах. Эти скриншоты были удалены, а компания заявила о взломе страницы дизайнера.
В результате скандала пришлось отменить показ в Шанхае из-за серьезных возмущений аудитории. Репутация модного дома в Китае сильно пострадала. Дизайнеры записали видео с официальными извинениями, в том числе на китайском языке, но это не помогло улаживанию ситуации.
Burger King Чьи яйца круче?
Ролик показывает встречу Burger King, KFC и McDonald's, где конкуренты обсуждают, почему курица в Burger King вкуснее. Представитель Burger King утверждает, что их курица лучше из-за "круче" яиц. Все заглядывают под стол и видят... яйца.
Стиль рекламы оказался слишком провокационным для телевизионного формата и вызвал обсуждения в новостях. Мнения зрителей разделились. Некоторые были удовлетворены поведением компании, но другие были возмущены. Один мужчина подал в суд, утверждая, что реклама причинила ему нравственные страдания и препятствовала его работе, так как после ее выпуска несколько клиентов отказались от сотрудничества с ним.
Burger King игры слов
Компания вообще часто ходит по грани в своей рекламе. Российское подразделение сети ресторанов быстрого питания не стесняется использовать разнообразные трюки и эксцентричные выражения с нецензурной лексикой в попытках выделиться и задеть конкурентов.
Например, в 2016 году компания представила "самый острый в мире воппер". Булочки бургера были окрашены в красный цвет, а выбранный слоган был ярким и контроверзным: "Смотри не обострись".
Хотя акция получила положительную реакцию со стороны потребителей, ФАС начала расследование на предмет нарушений в рекламе.
Это лишь начало серии спорных слоганов. Для мороженого был выбран слоган "Налижемся", для куриных продуктов - "Раскурячь их всех" (признан нарушением ФЗ о рекламе), а для кофе - "Толчок для бодрого дня". Наружная реклама использовала слоган "Едал такое?".
Кроме того, у компании были и другие спорные слоганы, которые играли с каламбурами. Например, обещание "раздать по 'Е-Баллам' за кофе" привело к штрафу в 105 тысяч рублей. А также использовались выражения вроде "Похоже на какое-то наедалово".
H&M самая крутая обезьянка в джунглях
7 января 2018 года журналистка и блогер Стефани Йебоа заметила на сайте шведской компании-производителя одежды H&M фотографию темнокожего мальчика-модели, одетого в зеленую толстовку с надписью “Самая крутая обезьянка в джунглях” (Coolest monkey in the jungle). На ситуацию обратили внимание другие блогеры, многих возмутило, что темнокожего ребенка сняли в толстовке именно с такой надписью, а белый мальчик сфотографировался с надписью “Эксперт по выживанию в джунглях”.
Компания H&M сначала извинилась и удалила с сайта фото темнокожего мальчика, но толстовку “Самая крутая обезьянка в джунглях” продолжили продавать.