Найти тему
Газета "Маяк"

Одноклассницы из Тургенева плетут сети для фронта

Этот класс 1978 года выпуска Тургеневской средней школы является по-настоящему уникальным тем, что практически все, несмотря на то, что большая часть одноклассников разъехалась-разлетелась по белу свету, раз в пять лет организует встречи в родном поселке. Впрочем, связи не теряют и в остальное время – благо, в век Интернета можно общаться друг с другом хоть каждый день. А те, что свою жизнь связали с Тургеневом, своей школьной дружбы не прервали и по сей день, спустя десятки лет после окончания школы. Они и работали вместе на заводе, некоторые даже в одном цехе, а уж когда дети выросли, а сами вышли на пенсию, просто сроднились друг с другом, тем более, что многие уже остались без вторых половин, так что регулярные встречи с подругами стали отдушиной. С началом спецоперации, конечно, всех волнует эта тема, тем более, что у некоторых женщин на линии боевого соприкосновения оказались родные и близкие. Поэтому когда одна из одноклассниц Татьяна Геннадьевна Меримова, еще со школьных времен отличавшаяся лидерскими качествами, предложила подругам присоединиться к серебряным волонтерам поселка, с лета прошлого года плетущим в Центре культуры и отдыха маскировочные сети для бойцов СВО, все были только «за». Поначалу группа волонтеров казалась многочисленной, так что всем за рамкой, на которую натягивается сетка, просто не хватало места. Тогда новички во главе с Татьяной Геннадьевной решили приходить раз в неделю во второй половине дня, в шутку сами себя прозвали «второй сменой». Это оказалось очень удобно – с утра можно переделать свои дела, особенно те, что связаны со здоровьем – все-таки женщины уже все в возрасте 60+, так что с утра здесь работает одна группа волонтеров – «воробьевские» (живут на ул. Воробьевка и ближайших к ней), а после обеда их сменяют «центральные» - живущие в центре поселка. Приходят к часу дня – когда впятером, когда всемером, и, не теряя времени на разговоры, приступают к работе. Ленточки, рассказывают женщины, уже заранее нарезают на полоски дома, а сначала заготовки делали тут же, и поэтому времени на плетение уходило больше.
В тот день, когда мы застали их за работой, они пришли впятером - кроме идейной вдохновительницы, Татьяны Геннадьевны, на месте оказались Ирина Юрьевна Чукланова, Татьяна Николаевна Шлычкова, Антонина Николаевна Суина и Валентина Николаевна Исакова. За вязанием женщины немного рассказали о себе. Ирина Юрьевна окончила Саранский машиностроительный техникум, но жить и работать приехала в родной поселок, потому что так решили вместе с будущим мужем, Сергеем Владимировичем, с которым, кстати, тоже учились в одном классе. Оба всю жизнь отдали заводу, причем, Сергей Владимирович продолжает и сейчас трудиться и активно участвовать в спортивной жизни завода. Ирина Юрьевна работала технологом, потом мастером в пластмассовом цехе - с этой должности в 2017 году и ушла на заслуженный отдых. У Чуклановых двое сыновей и трое внуков, которые живут в Краснодаре и Чебоксарах. Антонина Николаевна Суина всю жизнь отработала прессовщицей в пластмассовом цехе, где и подружилась с Ириной Юрьевной. Дети у нее тоже разъехались: сын обосновался в Ростове, дочь судьба забросила в Пермский край. Так совпало, что их с Ириной Юрьевной сыновья стали военными, побывали в горячих точках, так что матерям немало пришлось поволноваться за них. Совпало и количество внуков: у Антонины Николаевны их тоже трое и тоже все - мальчики.
Татьяна Николаевна Шлычкова с 1983 года работала сверловщицей-токарем-револьверщицей, вышла на пенсию в 2016 году, а муж Иван Петрович трудится до сих пор. У Шлычковых - сын и дочь, оба остались в Тургеневе. Дочь Светлана с семьей жила вместе с родителями, и только в прошлом году они купили собственное жилье. Валентина Николаевна Исакова, в девичестве Турдакова, родилась в Ардатове, но замуж вышла в Тургенево и тоже свою жизнь связала с заводом. По образованию она - химик, работала химиком-технологом на очистных сооружениях, потом 20 лет заведовала лабораторией. У нее одна дочка, которая подарила ей внучку. Выйдя на заслуженный отдых, деятельная Валентина Николаевна не могла оставаться в стороне от общественной жизни, была не только активным членом совета ветеранов завода, но и долгое время являлась заместителем председателя М.В. Финогеновой. Там и подружилась со старшим уличкомом Татьяной Геннадьевной Меримовой, поэтому когда та предложила собрать группу волонтеров, поддержала ее и сама в первых рядах встала за рамку. Живет она после смерти мужа одна, дочь - в Саранске, внучка – в Питере, поэтому для нее отдушиной являются не только эти встречи, но и тот небольшой вклад, который привносит в общее благое дело. По возрасту она старше других участниц группы, но эта разница при взгляде на моложавую активную Валентину Николаевну совершенно не заметна.
Еще одна участница группы Тамара Николаевна Гусева (на фото ее нет) родом из села Миренки Чувашской республики. В начальных классах училась в Тургеневской средней школе, как раз в том классе, где были Татьяна Геннадьевна с Ириной Юрьевной и Татьяной Николаевной, и так вместе с ними школу и окончила бы, если бы в Миренках не открыли восьмилетку. Но Тургенево все-таки стало родным для Тамары Николаевны, потому что работать приехали вместе с мужем на светозавод. У Гусевых две дочери – обе живут в Баеве, подарили бабушке с дедушкой пятерых внуков. Еще одна их одноклассница, Галина Петровна Суина, работает техничкой в ДК, в свободное время присоединяется к плетельщицам сетей, а заодно вяжет носки. Нет на фото и одноклассницы Галины Альбертовны Колгановой, которая сейчас работает в Москве, но по приезду домой обязательно приходит к своим «девочкам». Не было в тот день и Светланы Михайловны Мышонковой - она, правда, не одноклассница, но дружит с этой группой, потому что все они живут либо в одном доме, либо по соседству. Мария Александровна Хлевина всей душой была бы рядом с подругами, но после серьезной операции ограничена в движениях, вносит свой вклад в общее дело тем, что режет дома полоски и передает волонтерам. К волонтерам присоединилась и Любовь Николаевна Силантьева – жена одноклассника Николая Силантьева. Его уже четыре года нет в живых, но женщина до сих пор продолжает общаться с его одноклассницами и всей душой болеет за общее дело. Живя на скромную пенсию и имея проблемы со здоровьем, она распускала шерстяные вещи, всю зиму вязала теплые носки для бойцов и отправляла их в Ардатов.
Есть у группы еще одна добровольная помощница - Елена Дмитриевна Лачина. В молодости уехала в Подмосковье, где прожила всю жизнь. Сейчас на пенсии, в Тургеневе остались мама, которой 98 лет, и брат. С ним они по очереди ухаживают за родительницей, и когда наступает «вахта» Елены Дмитриевны, она всегда находит время, чтобы придти в Дом культуры и помочь односельчанкам – тоже чувствует сопричастность к общему делу.
Когда родилась идея собрать группу, Татьяна Геннадьевна растормошила всех, кого встречала по пути. Если была в церкви – расспрашивала прихожан, нет ли у них дома тканей подходящей расцветки, ехала в такси – с этим же вопросом обращалась к водителю и другим пассажирам, была на приеме у участкового врача - спрашивала у всех, кто сидел в очереди. Люди начали приносить вышедшую из моды, но не выброшенную тюль, вафельные полотенца, простыни, пододеяльники, юбки, штаны, подкладки темные вырезали из верхней одежды, различные отрезы из тканей, еще советского, добротного качества, так что резали их до кровяных мозолей. Одна 96-летняя бабушка пожертвовала хранимое с девичества шифоновое платье - черное в беленький цветочек – расцветка как раз имитировала грязный снег.
- А тюли сколько было, просто не представляете - километры, - рассказывает Татьяна Геннадьевна. - Сезон зимних сетей кончился, но люди до сих пор звонят, спрашивают, нужны ли еще? Мы все-таки надеемся, что война скоро закончится, и отказываемся от тканей для зимнего варианта. Сейчас требуются уже летние сети, а подходящий по цвету материал, к сожалению, закончился. Приходится заказывать его на маркетплейсах. Складываемся и сами из своих скромных пенсий, благотворители помогают, деньги приносили из детских садов, старшие по домам объявляют сбор среди жильцов. С большим уважением благодарим всех, кто оказывает нам помощь. К сожалению, сейчас уже не так активно, как раньше, люди откликаются, чувствуется, что всем не хватает денег на жизнь, ведь вон как цены поднимаются - чуть ли не каждый месяц, даже стоимость спандбонда и сеток на маркетплейсах каждый раз оказывается выше, чем в предыдущий заказ. Спрос, как говорится, рождает и предложение, но для нас непонятно, как можно наживаться на таком деле? Может быть, мы плели бы и больше сетей, если было бы достаточно материала. С фронта сообщают, что укрытия постоянно нужны ребятам, одно время был очень большой заказ на 160 сетей, которые собирали по всему району, так что нам бы сейчас еще больше сплотиться не только материальными ресурсами, но и рабочими руками. Желающих присоединиться к нам очень мало, поэтому были рады, когда подошли мальчики и девочки, занимающиеся в кружках при Доме культуры, и ради интереса попробовали вязать. Им даже понравилось. Среди них был внук Татьяны Николаевны Шлычковой, пятиклассник Богдан Лукьянов, скорее всего, он и сагитировал друзей, Сашу Манякина, Никиту Клементьева и Сережу Еремина, помочь бабушкам. Мальчишки приходили уже три раза.
С одной сетью одноклассницы управляются часа за три, благодаря готовым заготовкам. Обвязывая каждую клеточку, в мыслях молятся только об одном: лишь бы это помогло, и быстрее закончилась спецоперация.
- Когда по телевизору показывают репортажи с мест боевых действиях, и мы видим блиндажи, технику, спрятанные под сетями, нас греет мысль, что, возможно, именно наши укрытия спасли жизнь ребятам, и уже ради этого готовы ходить сюда, как на работу, пока все не закончится, - напоследок выразила общую мысль Татьяна Геннадьевна.
Л. МАКАРКИНА.
Фото автора.